Обзор Fez
OldGamer —

Слышали ли вы, дорогие наши читатели, что-нибудь о такой
замечательной инди-игре Fez? О той, что была некогда одним из
лучших эксклюзивов сервиса Xbox Live Arcade, которую после релиза
со всех сторон обласкали привередливые критики и благосклонно
встретили простые игроки? Если нет или вы гордый упрямец, владеющий
только консолями от японской компании Sony, то настал и ваш черед,
познакомиться с одним из самых многогранных платформеров последних
лет, ибо на днях он появился в PSN Store по очень аппетитной цене.
Стоит ли оно того? Однозначно да, если в вас ещё не умерло
стремление к настоящим приключениям, полным загадок, тайн и
непростых испытаний.
Первые десять минут игры вам покажется, что Fez — стандартная и ничем не примечательная игра в стиле «ретро», коих немало развелось в последнее время. Пиксельная графика, лёгкие восьмибитные мелодии на фоне, а в центре экрана ваш маленький герой — странный маленький белый человечек с большой головой, резко скачущий по своей миленькой деревне. У него и имя-то непростое — Гомез, хоть и живёт он как другие его сородичи день от дня, не зная бед и страха. И жил бы он так припеваючи, если бы однажды, ранним утром не получил одно роковое письмо от старейшины племени, круто изменившее жизнь нашего героя. Ему открывается тайна вселенной и всего мироздания — бог есть и имя ему Хексадедроном. Странное имя, не правда ли? Но это ещё цветочки по сравнению с тем, чем он является — величественным золотым кубом, мирно болтающим какую-то абракадабру. И это странное существо дарит Гомезу единственную ценную для себя вещь — феску, показывающую своему хозяину истинную суть вещь: на самом деле у здешнего мира три измерения, а не два. Но не суждено было нашему герою узнать у божества все ответы на мучащие его предков вопросы, ибо происходит жуткий катаклизм, а куб взрывается и разлетается по всему миру на 64 золотых кусочка, а нашему герою предстоит их как раз-таки собрать обратно в единое целое.
С этого момента, по сути, и начинается необычный игровой процесс, сочетающий в себе лучшие идеи других проектов в похожем жанре: от великолепного эксклюзива Echochrome для консолей PlayStation до Super Paper Mario от компании Nintendo. Главной фишкой игры является ее камера: вы можете крутить её в любую из четырёх сторон света, тем самым наполняя абсолютно плоский мир Гомеза новыми гранями и создавая на этой основе оптические иллюзии для более быстрого изучения небольших локаций. То есть, проекция окружающего мира легко меняется вместе с точкой обзора, а платформы, которые первоначально находились вне вашей досягаемости, каким-то немыслимым образом появляются прямо перед вами. Как раз на этой небольшой особенности и завязаны все загадки, а также построение многоуровневых островков, окружённых со всех сторон водой.
Сразу скажу, загадки тут непростые, и в основе своей делятся на несколько категорий: какие-то рассчитаны исключительно на вашу логику, другие на ловкость рук и умение быстро перепрыгивать с платформы на платформу, а третьи — на любопытство. С большей частью из них может справиться любой желающий, но некоторые потребуют от вас дополнительных сил и привлечения посторонней техники в виде того же сканера QR кодов. Кроме всего этого, в игре есть странные символы на стенах, которые нужно самостоятельно дешифровать и получить на выходе необычный алфавит, который с временем поможет вам лучше понять историю виртуальной вселенной. И это далеко не все, что скрывает за собой этот удивительный пиксельный мирок.
К слову, о самом мире — он огромен и полностью для вас открыт с самого начала. Вселенная Fez поделена на пять различных зон, включающих в себя не менее 60-70 непохожих друг на друга локации, перемещаться между которыми можно с помощью специальных телепортов. В игре нет определённой последовательности — вы вольны делать, что вам заблагорассудится. Каких-либо преград тоже не существует: врагов нет, количество жизней не ограничено, а сама игра бережно возвращает вас к ближайшей платформе, если вы случайно оступились во время очередного прыжка через большую пропасть. Самое приятное, что разработчики умудрились ни разу повториться, а игровой процесс не навязывает вам какой-то определённый стиль для того, чтобы пройти дальше по локации.
Единственное требование, которое ставит перед вами этот мир — хотите продвинуться дальше по сюжету, будьте добры, собрать определённое количество золотых кусочков Хексадедрона, иначе не пройдете через запертые двери. Хотя и тут есть маленькая лазейка — можно поискать по локациям анти-кубы синего цвета, которые с лихвой покроют все ваши затраты. Вы скажите, что в таком большом мире можно легко затеряться и честно, будете частично правы. Но на помощь всегда может прийти карта, несмотря на то, что и она очень запутана и порой любит сбить вас с толку. Иногда вам будет очень трудно понять, куда вы идёте и, где ближайший выход на предыдущую локацию. Это начинает слегка раздражать после третьего или четвёртого часа игры, но к этому можно привыкнуть. К счастью, на этот счёт, ведущий дизайнер проекта в лице Фила Фиша припас главный аргумент в пользу своего творения — его великую красоту. Огромные леса сменяются мрачными подземельями и прибрежными городками, готические храмы сочетаются с маяками. В каждой локации своя атмосфера, флора и фауна. Где-то вы встретите птичек, весело щебечущих свою оду радости, а где-то жирных зелёных гусениц, мирно ползающих по травке. Прибавьте к этому постоянную смену дня и ночи, погодные эффекты и получите невероятную смесь творческой мысли и толкового подхода к проработке каждой мелочи на уровне.
А какой в игре саундтрек, мне даже трудно передать словами, насколько он хорош. За музыку к Fez отвечал талантливый композитор Ричем Врелондом и она великолепно сочетается с происходящим на экране. В разных частях этого мира играет своя собственная мелодия в духе классических игр 80-х годов, заряжающая вас энергией в поиске новых приключений.
Да и что может быть лучше того, чтобы продолжить незабываемое путешествие по миру игры, взяв с собой в дорогу любимую карманную консоль PS Vita!? И это теперь возможно, благодаря включённым в порт функциям cross-buy и cross-save. Вы сможете спокойно проходить игру как во время долгих поездок в том же метро до работы или с университета домой, так и дома, разлёгшись у любимого телевизора с контроллером DualShock 4 в руках. При этом все версии игры работают стабильно и без каких-либо нареканий, а разработчики сумели-таки убрать злополучный баг с потерей сохранений, так и не исправленный в версии для Xbox 360.
Обзор написан по цифровой версии игры для PS Vita, PlayStation 4 и PlayStation 3, предоставленной Sony Computer Entertainment Europe Limited.
Первые десять минут игры вам покажется, что Fez — стандартная и ничем не примечательная игра в стиле «ретро», коих немало развелось в последнее время. Пиксельная графика, лёгкие восьмибитные мелодии на фоне, а в центре экрана ваш маленький герой — странный маленький белый человечек с большой головой, резко скачущий по своей миленькой деревне. У него и имя-то непростое — Гомез, хоть и живёт он как другие его сородичи день от дня, не зная бед и страха. И жил бы он так припеваючи, если бы однажды, ранним утром не получил одно роковое письмо от старейшины племени, круто изменившее жизнь нашего героя. Ему открывается тайна вселенной и всего мироздания — бог есть и имя ему Хексадедроном. Странное имя, не правда ли? Но это ещё цветочки по сравнению с тем, чем он является — величественным золотым кубом, мирно болтающим какую-то абракадабру. И это странное существо дарит Гомезу единственную ценную для себя вещь — феску, показывающую своему хозяину истинную суть вещь: на самом деле у здешнего мира три измерения, а не два. Но не суждено было нашему герою узнать у божества все ответы на мучащие его предков вопросы, ибо происходит жуткий катаклизм, а куб взрывается и разлетается по всему миру на 64 золотых кусочка, а нашему герою предстоит их как раз-таки собрать обратно в единое целое.

С этого момента, по сути, и начинается необычный игровой процесс, сочетающий в себе лучшие идеи других проектов в похожем жанре: от великолепного эксклюзива Echochrome для консолей PlayStation до Super Paper Mario от компании Nintendo. Главной фишкой игры является ее камера: вы можете крутить её в любую из четырёх сторон света, тем самым наполняя абсолютно плоский мир Гомеза новыми гранями и создавая на этой основе оптические иллюзии для более быстрого изучения небольших локаций. То есть, проекция окружающего мира легко меняется вместе с точкой обзора, а платформы, которые первоначально находились вне вашей досягаемости, каким-то немыслимым образом появляются прямо перед вами. Как раз на этой небольшой особенности и завязаны все загадки, а также построение многоуровневых островков, окружённых со всех сторон водой.
Сразу скажу, загадки тут непростые, и в основе своей делятся на несколько категорий: какие-то рассчитаны исключительно на вашу логику, другие на ловкость рук и умение быстро перепрыгивать с платформы на платформу, а третьи — на любопытство. С большей частью из них может справиться любой желающий, но некоторые потребуют от вас дополнительных сил и привлечения посторонней техники в виде того же сканера QR кодов. Кроме всего этого, в игре есть странные символы на стенах, которые нужно самостоятельно дешифровать и получить на выходе необычный алфавит, который с временем поможет вам лучше понять историю виртуальной вселенной. И это далеко не все, что скрывает за собой этот удивительный пиксельный мирок.

К слову, о самом мире — он огромен и полностью для вас открыт с самого начала. Вселенная Fez поделена на пять различных зон, включающих в себя не менее 60-70 непохожих друг на друга локации, перемещаться между которыми можно с помощью специальных телепортов. В игре нет определённой последовательности — вы вольны делать, что вам заблагорассудится. Каких-либо преград тоже не существует: врагов нет, количество жизней не ограничено, а сама игра бережно возвращает вас к ближайшей платформе, если вы случайно оступились во время очередного прыжка через большую пропасть. Самое приятное, что разработчики умудрились ни разу повториться, а игровой процесс не навязывает вам какой-то определённый стиль для того, чтобы пройти дальше по локации.
Единственное требование, которое ставит перед вами этот мир — хотите продвинуться дальше по сюжету, будьте добры, собрать определённое количество золотых кусочков Хексадедрона, иначе не пройдете через запертые двери. Хотя и тут есть маленькая лазейка — можно поискать по локациям анти-кубы синего цвета, которые с лихвой покроют все ваши затраты. Вы скажите, что в таком большом мире можно легко затеряться и честно, будете частично правы. Но на помощь всегда может прийти карта, несмотря на то, что и она очень запутана и порой любит сбить вас с толку. Иногда вам будет очень трудно понять, куда вы идёте и, где ближайший выход на предыдущую локацию. Это начинает слегка раздражать после третьего или четвёртого часа игры, но к этому можно привыкнуть. К счастью, на этот счёт, ведущий дизайнер проекта в лице Фила Фиша припас главный аргумент в пользу своего творения — его великую красоту. Огромные леса сменяются мрачными подземельями и прибрежными городками, готические храмы сочетаются с маяками. В каждой локации своя атмосфера, флора и фауна. Где-то вы встретите птичек, весело щебечущих свою оду радости, а где-то жирных зелёных гусениц, мирно ползающих по травке. Прибавьте к этому постоянную смену дня и ночи, погодные эффекты и получите невероятную смесь творческой мысли и толкового подхода к проработке каждой мелочи на уровне.
А какой в игре саундтрек, мне даже трудно передать словами, насколько он хорош. За музыку к Fez отвечал талантливый композитор Ричем Врелондом и она великолепно сочетается с происходящим на экране. В разных частях этого мира играет своя собственная мелодия в духе классических игр 80-х годов, заряжающая вас энергией в поиске новых приключений.
Да и что может быть лучше того, чтобы продолжить незабываемое путешествие по миру игры, взяв с собой в дорогу любимую карманную консоль PS Vita!? И это теперь возможно, благодаря включённым в порт функциям cross-buy и cross-save. Вы сможете спокойно проходить игру как во время долгих поездок в том же метро до работы или с университета домой, так и дома, разлёгшись у любимого телевизора с контроллером DualShock 4 в руках. При этом все версии игры работают стабильно и без каких-либо нареканий, а разработчики сумели-таки убрать злополучный баг с потерей сохранений, так и не исправленный в версии для Xbox 360.

90
|
Прошло два года прежде, чем Fez вырвался за пределы Xbox Live (не считая порта на PC) и появился на консолях семейства PlayStation, но можно с уверенностью сказать, что он от этого точно не пострадал, напротив, как хорошее вино с возрастом стал только лучше. Эта игра остаётся, пожалуй, одним из лучших представителей инди-проектов нашей современности, предоставляя игрокам самые очаровательные и незабываемые приключения вместе с малышом Гомезом и его волшебной феской на голове. А идеальное сочетание головоломок с визуальным стилем и музыкой — заставит возвращаться вас в великолепный мир, созданный Филом Фишем, еще не один раз. |
Обзор написан по цифровой версии игры для PS Vita, PlayStation 4 и PlayStation 3, предоставленной Sony Computer Entertainment Europe Limited.
собрали 5 333 из 300 000 рублей
33 комментария, 21 299 просмотров
Сортировка
Нет сортировки
Старые вначале
Новые вначале
Лучшие вначале
Подождите, идёт загрузка...
Karbert — 03.04.2014 в 23:44
Пластмассовый охотник за трофеями

Великолепная игра. Прошел на ПК, теперь обязательно пере пройду на
Vita. Такая игра должна быть у каждого.
Kvazarel — 04.04.2014 в 00:02
Пластмассовый охотник за трофеями

Сколько раз пытался проникнуться этими инди играми, ну никак не
появляется ностальгии по денди графике. Хотя Minecraft очень
зацепил, но это единственная игра без графики. Хоть убей, не могу
понять этого, а все тащаться, уже белой вороной начинаю чувствовать
себя =)
Karbert — 04.04.2014 в 00:10
Пластмассовый охотник за трофеями

Просто надо принять, что графика это ширма, и смотреть глубже.
Звучит банально, но это факт. Так много пустых игр сейчас
спрятанных за графикой, что хочется чего-то настоящего, что требует
работы мозга, заставляет работать воображение. В FEZ ты не смотришь
игру, а играешь. Внешне она на любителя, хотя я считаю ее очень
красивой.
Abbath — 04.04.2014 в 02:28
В режиме Read-only
Нихрена подобного, графика - это такая же неотъемлемая часть, как
член у мужика. Если его нет, то это не мужик и не игра. Про графику
можно было не говорить в конце 80-х-90-х (начале) на ZX Spectrum,
когда игры умещались в 48 кб, но не сейчас!
Вот это было круто:
И они шли на таких машинах:
Процессор Z80 на частоте 3,5 МГц
Память 16 КБ / 48 КБ / 128 КБ
1990

А этот Фез - нихрена не круто, епта! Жалко современных школьников, которые не знают что такое игры 90-х.
2014
[COLOR="Silver"]
Вот это было круто:
И они шли на таких машинах:
Процессор Z80 на частоте 3,5 МГц
Память 16 КБ / 48 КБ / 128 КБ
1990

А этот Фез - нихрена не круто, епта! Жалко современных школьников, которые не знают что такое игры 90-х.
2014

Karbert — 04.04.2014 в 02:37
Пластмассовый охотник за трофеями

Ну ты внимательно прочитай, что я написал, до конца.
lapamivverh — 04.04.2014 в 08:36
Серебряный охотник за трофеями
Verades — 04.04.2014 в 03:20
Деревянный охотник за трофеями
NigeuS — 04.04.2014 в 03:48
Серебряный охотник за трофеями

Ни все инди игры хреновые. В свое время Фез меня очень
заинтересовала, но была она тогда только на Икс-ящик.
Скачал демку, посмотрим, может быть прикуплю )
Скачал демку, посмотрим, может быть прикуплю )
Footzker — 04.04.2014 в 08:51
Embrace your dreams

Fez — по-моему лучшее, что случалось с инди-сценой за последнее
время. Просто обалденная игра. Кто любит пиксели, одинокий мир и
головоломки, проходить мимо нельзя. Надеемся и верим во вторую
часть!
Hichigo-kun — 04.04.2014 в 09:01
Бронзовый охотник за трофеями

Вот что-что, а фез мне не понравился. Я не против инди игр,
некоторые нравятся, некоторые нет. Но вот что странно, мне в
основном не понравились разрекламированные инди типа фез, лимбо и
т.д.
Hyperion — 04.04.2014 в 09:13
Бронзовый охотник за трофеями

Спасибо за обзор и за схожее мнение об игре.
Игру скачал в первый-же день, обяательно буду активно играть после ДС2. Фез очень медитативная и положительная игра. И если такие эмоции можно показать с платформером(а не совсем платформером) то почему бы и нет? В чём-то схожие эмоции были от ЛБП, Кукловода, Рейменов последних, а графон там я явно был круче. Так что главное - погружение.
Игру скачал в первый-же день, обяательно буду активно играть после ДС2. Фез очень медитативная и положительная игра. И если такие эмоции можно показать с платформером(а не совсем платформером) то почему бы и нет? В чём-то схожие эмоции были от ЛБП, Кукловода, Рейменов последних, а графон там я явно был круче. Так что главное - погружение.
Neville — 04.04.2014 в 09:15
Металлический охотник за трофеями

Запустил... поиграл в демку, прошел её, и не смог удержаться,
пополнил на 1000 рублей кошелек со стратейджа и купил эту игру. Она
имеет свой удивительный шарм, атмосферу, сюжетную историю, что мимо
пройти неё - я просто не смог. Игра радует, что кросс-платформенная
и кросс-сейвовая, графика - мне очень приятна, соскучился за
8-биткой. ФЕЗ немного напоминает мне добрую игру Dizzy, от которой
также балдел, как и от этой.
Спасибо за обзор.
Спасибо за обзор.
Kvazarel — 04.04.2014 в 09:48
Пластмассовый охотник за трофеями

Ну хорошо, допустим игра офигенная, но неужели она стала бы хуже,
если бы была адекватная графика ? Я думаю она была бы в 1000 раз
лучше и собирала намного шире аудиторию. Так вот и остаётся всё же
вопрос: "нафига ?"
LeromRei — 04.04.2014 в 09:53
Серебряный охотник за трофеями

Вот и на толкнулись на дилемму. Глядя на геймдизайн Феза, я
например, вижу пиксельную графику в этой игре идеальным решением, +
ко всему я люблю пиксельную графику. Так что шире бы аудитория от
графики вряд ли стала, это инди - платформер, какая к черту
разница, какая графика, если кроме геймплея ни о чем не думаешь во
время игры. Это не шутер и не аркадные гонки.
ps1xnekui — 04.04.2014 в 10:16
Начинающий охотник за трофеями

А ничего что игру делают не 1000 человек ,а один? не на какие мысли
не наводит??игра прекрасная как и все что делается с душой.
Про *индятину* советую посмотреть фильм Indie Games Movie, охрененно снят и показывает как живут талантливые независимые люди. познавательно для графа-дро***
Про *индятину* советую посмотреть фильм Indie Games Movie, охрененно снят и показывает как живут талантливые независимые люди. познавательно для графа-дро***
Crazy_Turtle — 04.04.2014 в 16:03
Бронзовый охотник за трофеями
BestNINJA — 04.04.2014 в 12:25
Начинающий охотник за трофеями

был снят довольно хороший документальный фильм про создание Фез и
Супир Мит Бой, оч советую
NogDros — 04.04.2014 в 12:43
Деревянный охотник за трофеями

Я как обходил эти "шедевры" стороной, так пожалуй и в этот раз мимо
пройду.
Hujinn — 04.04.2014 в 14:13
Лемур

Спасибо, что сообщил, всем очень важно знать твое "обходное"
мнение.
AntekPlayer — 04.04.2014 в 13:42
Пластмассовый охотник за трофеями
Эту игру поймут те, кто сталкивался в детстве с ZX Spectrum ... кто
гонял в VINI VIDI VICI на 486DX4 ( с 4 мегабайтами оперативки) ...
Suigecu — 04.04.2014 в 14:59
Бумажный охотник за трофеями
Интересная игра...на вите поиграл бы
Отправлено из моего iPad используя Tapatalk
Отправлено из моего iPad используя Tapatalk
Lifiya — 04.04.2014 в 21:18
Пластмассовый охотник за трофеями

Я очень редко это говорю, но этот инди проект действительно
классный! В него стоит поиграть каждому, кто любит такие игры!
ironmax — 05.04.2014 в 10:11
Заблокирован
Скачал демо... включил, через 1 минуту выключил и удалил, включил
мульт BF и залип на всю ночь, вывод ...
Kadet069 — 05.04.2014 в 11:08
Не играю в трофеи

Hyperion — 05.04.2014 в 18:13
Бронзовый охотник за трофеями
