Toby: The Secret Mine
[Забытые игры] Обзор Toby: The Secret Mine
Borlader
100
Независимые разработчики частенько черпают вдохновение из культовых видеоигр. Порой случается и так, что сами творения инди-студий обретают статус культовых, становясь источниками вдохновения для других. За неимением больших бюджетов, такие инди-проекты строятся на какой-нибудь удачной идее, которая делает игру хоть немножечко, но гениальной. Именно за это их и любят. Находят среди общей массы что-то особенное и даже вносят свой денежный вклад в огранку подобных бриллиантов на различных краудфандинговых площадках.

Но вернёмся к вдохновению. Иногда из такой родительской связи выходит что-нибудь стоящее, взять тот же хардкорный Dead Cells с бессмертной Castlevania в роли отца. В остальных же случаях получается что-то вроде героя нашего сегодняшнего обзора. Да-да, Toby: The Secret Mine не назвать хорошей игрой, пусть по первому впечатлению кажется обратное. С причинами такого недоразумения мы и попробуем разобраться в данном материале.


Стильный визуальный ряд этого 2D-платформера, вкупе с милым главным героем, настраивают только на позитивный лад. Тоби — монохромное существо с белыми точками глаз, больше всего напоминающее чертёнка, отправляется выручать своих друзей, пропавших из деревни при странных обстоятельствах. Благородная цель, достойная настоящего героя. Банальная, правда, но это лишь песчинка на фоне карьера действительно значимых проблем проекта.

Уровни сменяют друг друга короткой загрузкой, под аккомпанемент плавного преображения общего настроения и окружения. Местные локации не пестрят деталями, являя собой пример минимализма. При этом им это и не требуется: благодаря обволакивающему звуковому сопровождению и симпатичным эффектам, вроде бликов от солнца, падающих нам на экран, погружение происходит практически мгновенно. В то же время атмосфера каждый раз вероломно нарушается статичной и абсолютно немой загрузкой следующего уровня. Ощущение схоже с тем, если бы в кинотеатре посреди фильма выключали проектор и звук, а потом, через пару-тройку секунд, всё снова возвращали как было. Неприятно? А как же.


На экране Nintendo Switch игра выглядит великолепно. А вот в статике скриншотов на большом дисплее магия теряется.

«Но это же почти Limbo!» — скажете вы, и будете чертовски правы. На первый взгляд — всё отлично, у игры есть все шансы стать достойным представителем жанра. Если бы не одно большущее «НО»: Toby плоская и до зевоты скучная. Кроме простейших головоломок, редких погонь и необязательного поиска спрятанных товарищей, других развлечений в игре не предусмотрено. От решения головоломок не получаешь должного удовлетворения, а стремиться к концовке не особо-то и хочется, потому что сюжет практически отсутствует, как явление. Завязка есть, концовка есть, а между ними — пустота. Да и то, что имеется, не вызывает какого-либо интереса. Всё предсказуемо, клишированно и тривиально.

За два с лишним часа, а именно за столько проходится игра, успеваешь натурально устать от неказистого геймдизайна. Проявляется он в самых разных аспектах. К примеру, на поздних этапах игры зачастую придётся умирать. И ладно бы смерти происходили по вине игрока, но нет! Умирать заставляют непредсказуемые события, преследующие бедного Тоби чуть ли не на каждом шагу. То неведомая рыба мгновенно выскочит из под земли и переломает хребет, то откуда ни возьмись просвистит стрела и вонзится персонажу промеж глаз. Восхитительно. Просто прелестно. Управление, как минимум в версии для Nintendo Switch, тоже реализовано не лучшим образом. Перемещаться по меню и в самой игре можно только на левый аналог, крестовина при этом совершенно никак не используется. Но ладно бы только это. В некоторых головоломках управление вообще не поддаётся никакой логике. Так, в одной из них, например, чтобы сдвинуть указатель вниз, надо отклонять стик вправо, а чтобы перейти направо, на следующую часть головоломки, нужно пролистать решённую часть движениями стика вправо целиком. Про сенсорное управление в портативном режиме говорить и вовсе не приходится, а ведь именно его порой хочется использовать при решении отдельных загадок.




Вдобавок ко всему, хитбоксы некоторых предметов, вроде больших атакующих рыб, проработаны очень небрежно. Вот мощный удар хвостом пролетел сквозь персонажа, а ему хоть бы что. Зато стоит попасть прямо под рыбью тушку — пиши пропало. Кости Тоби звонко хрустнут, а игра отправит вас на последний чекпоинт. Странно расставленные триггеры также не добавляют комфорта. Бесконечно летящие стрелы, при пересечении одной определённой точки, да ещё и с задержкой, не раз подкидывали дровишек в костёр нарастающей ярости. Игра-то на деле очень простая, но из-за её кривизны некоторые места проходятся не с первой попытки, а только раза с десятого.


История геймдева насчитывает множество случаев, когда одному единственному человеку удавалось быть в поле воином и явить миру настоящее произведение искусства. Прекрасная Dust: An Elysian Tail дизайнера Дина Додрилла, оригинальная Papers, Please человека-оркестра Лукаса Поупа, медитативная Stardew Valley программиста Эрика Барона и так далее, и так далее. Этот список можно продолжать ещё долго. Вот только чешскому разработчику Лукашу Навратилу войти в него, к сожалению, пока не удалось. Его Toby: The Secret Mine получилась тем самым первым блином, который комом. Неизвестно, чего именно не хватило Лукашу. Может времени и сил, может банально опыта и денег, но понятно одно: для улучшения результата ему стоило найти поддержку на стороне и привлечь в разработку других людей. Как минимум, подыскать хорошего сценариста. И тогда, вполне возможно, мы бы получили ещё один маленький шедевр, который стал бы приятным подарком для тысяч игроков по всему миру.


55
Лукашу Навратилу, единственному разработчику Toby: The Secret Mine, не удалось даже достойно скопировать своего вдохновителя в лице Limbo, не то что развить его оригинальные идеи. Приятный визуал с окутывающим уютным покрывалом эмбиентом — это всё, за что игру можно похвалить. В противовес этому выступают такие гиганты, как куцый геймдизайн, невнятный и предсказуемый сюжет, простые загадки и скучный игровой процесс, что сводит на нет любое желание попробовать сие творение. Жаль, но чуда не произошло, а ведь задатки были.

Обзор написан по цифровой версии игры для Nintendo Switch, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе в портативном режиме.
 Реклама
3 комментария, 13 977 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
Oleg — 24.09.2019 в 19:03
ЖДВ
30
Какой нафиг Тоби , это же Лимбо!
BeaSt — 24.09.2019 в 19:20
Серебряный охотник за трофеями
31
Цитата Сообщение от Borlader
Лукашу Навратилу, единственному разработчику Toby: The Secret Mine
Если чувак действительно всё делал в одиночку, т.е. дизайнил, рисовал, анимировал, кодил и т.п., то он в любом случае красавец, потому что это очень серьёзный объём работы для одного человека. Кто хоть раз запускал юнити или анрил, поймут ) Жалко, что не вытянул, но хоть визуал грамотно скопировал, за счёт цветных задников выглядит местами даже интереснее, чем Лимбо.
zloiqwebeck — 24.09.2019 в 20:01
Металлический охотник за трофеями
24
BeaSt, действительно колоссальная работа для одного человека. При этом где то сидит толпа разработчиков и не могут сделать нормальные ремейки старых платформеров или вообще спрут в душу как в случае с батлтодс