Lovecraft's Untold Stories
Свинец и шоколад против Древних: Обзор Lovecraft's Untold Stories
Darth_Alex
172
Отец-основоположник «Мифов Ктулху» – американский писатель Говард Лавкрафт заметно повлиял на творчество многих других авторов, кинорежиссёров и разработчиков игр. Кажется даже, что в последние год-полтора Великие Древние чаще обычного стали скрестись к нам с экранов консолей и PC. Однако можно ли рассчитывать на дух произведений Лавкрафта в ураганном «рогалике», где счёт стрелянным гильзам впору измерять даже не в количестве, а в их весе в тоннах? Запускаем Lovecraft's Untold Stories от российской студии Blini Games и начинаем разбираться!

Что обычно принято считать за атмосферу, вдохновлённую Лавкрафтом? Если вспомнить первоисточники и труды последователей автора, на ум приходят почти осязаемые безнадёга и незначительность человека в масштабах населённой полубожественными сущностями бесконечной вселенной. Говоря проще – мотивы Древних человеку не понять, да и победить их, в общем-то, тем более не в его силах. Так что там у нас с Lovecraft's Untold Stories? Геймплейно – это «рогалик», а значит придётся много и часто умирать, превозмогая игровую сложность. Пока сходится, поехали дальше!

Lovecraft's Untold Stories предлагает 5 сюжетных линий, по одной за каждого из игровых персонажей, а именно: детектива, профессора, ведьму, воровку и упыря (ghoul). Каждый из них не только обладает собственным прологом и финалом, но и персональными диалогами и сценками во время общих для героев уровней. Так детектив ищет своего коллегу и наставника инспектора Леграсса (персонаж рассказа Лавкрафта «Зов Ктулху»), «ветка» профессора вышла менее связной, и он просто находится в вечном поиске мест с сильными колебаниями энергии и истончившимися «стенками» между измерениями, а, например, ведьма служит одному из Старших Богов.




Ещё важнее то, что прохождение за каждого персонажа ощущается совершенно по-новому, и это реальный факт, а не громкие слова из официального описания игры в цифровом магазине. Так всем героям полагаются не только уникальные виды оружия и снаряжения, но и умения. Энергетический щит профессора снижает получаемый урон, ведьма может избегать окружения при помощи телепортации, а являющаяся персонажем ближнего боя воровка пользуется накладывающими на врагов негативные статусы кинжалами и прибегает к скрытности. Всего же у каждого борца с Древними по 3 уникальных навыка.

Уровни каждый раз создаются случайным образом, а гибель персонажа потребует начинать главу заново – за исключением применения особого, создающего промежуточный «чек-поинт» объекта или же способного оживить вас после смерти древнеегипетского анкха. Что касается разнообразия предметов, то оно приятно удивляет. Это и десятки артефактов и элементов обмундирования разной степени редкости, и разнообразные вспомогательные вещи, аптечки и мины, и, наконец, оккультные книги и сокровища, которые можно продать для улучшения финансового состояния.





«Жёлтый знак» даёт в магазине Хастура скидку. Например, арабское издание Некрономикона в обложке из человеческой кожи обойдётся вам всего в $90 000!

Торговцев в игре двое, и у каждого в ходу своя валюта. В лавке писателя-интеллектуала с внешностью Лавкрафта можно расплачиваться «информацией», а в магазинчике Короля в жёлтом (он же Хастур – ещё одно божество из «Мифов Ктулху»), как ни странно, принимаются обычные деньги. Предлагаемый ассортимент меняется от главы к главе, и порой в наличии появляются, действительно, ценные вещи.

Стоит отметить, что игра не является RPG, а герои не получают опыта и очков для улучшения атрибутов. Главное в Lovecraft's Untold Stories – быстрота реакции и качество наполнения вашего инвентаря. Именно так, грамотно подобранное снаряжение (порой даже под конкретный уровень и ситуацию) – залог успеха. Тем не менее, несмотря на невозможность прямой «прокачки», многие предметы дают прибавки к скорости передвижения и стрельбы, величине здоровья и энергии/выносливости. Сейчас мне уже смешно вспоминать, как, играя за детектива и найдя понемногу восстанавливающий здоровье артефакт, я решил: «хха, стало слишком легко, и где я вообще увидел хардкор?». Реальность показала, что то была лишь лёгкая передышка, данная ценной вещью, а постепенно растущая сложность вскоре познакомила меня со всем разнообразием вещей, способных сводить с ума и убивать.


Кровотечение, яд, кислота, газ, холод, огонь и электричество не только наносят урон, но делают это в течение продолжительного времени. Однако кровопотерю можно остановить бинтами, а отравление противоядием, да и против силы стихий можно частично защититься при помощи подходящих вещей и артефактов. Вот только противники предпочитают атаковать пёстрыми толпами, имеющими в арсенале сразу несколько видов губительных воздействий одновременно – тут уж приходится выбирать, что для вас опаснее. Особняком стоят паразиты из мерзких коконов, сулящие при успешном нападении почти гарантированную, но отсроченную смерть спустя какое-то время. Спастись можно, лишь применив редкие «Эссенциальные соли» или «Табличку Старцев» (Старцы – высокотехнологичная раса, придуманная писателем).

Встречаются и куда более типичные для вселенной Лавкрафта угрозы. Например, проклятья Великих Древних – постоянно действующие травмы и пенальти к характеристикам, которыми «одариваются» непутёвые владельцы особо мощных артефактов, связанных с именами богов Пантеона Ктулху. Ну и, конечно же, куда без безумия? Если вы помните, тема хрупкости человеческого рассудка является одним из заметных аспектов творчества Лавкрафта, и никак не коснуться её в игре – расписаться в невладении материалом. Впрочем, к команде Blini Games это не относится, и они скорее немного переборщили со значением и силой воздействий, оказываемых на рассудок героев на каждом шагу.





Последствия бойни на ступенях Эзотерического Ордена Дэгона, что в Иннсмуте, штат Массачусетс (США)

Показатели ментального здоровья борцов с Древними регулярно страдают при столкновении с пугающими, тревожными и нарушающими их картину мира сценами. Так повсюду можно найти огромное количество мини-событий и объектов, в зависимости от ситуации предполагающих несколько вариантов взаимодействия с ними. Например, прочитав старый дневник или изучив барельеф на стене, вы можете узнать отвратительную истину о родстве жителей Иннсмута с расой глубоководных, и получить удар по рассудку. Разумеется, такие записи можно и вовсе не трогать, но тогда вы не получите знаний (одна из двух игровых «валют»). Наконец, протагонистам доступны и уникальные варианты действий, зависящие от их мировоззрения или профессии, но заранее определить возможный исход достаточно трудно, а полагаться остаётся лишь на интуицию.

И всё-таки я не зря сказал, что с рассудком здесь можно расстаться на каждом шагу. Может и вовсе сложиться впечатление, что все герои – психически неустойчивые люди, пугающиеся самых обыденных вещей. К примеру, детектив открывает побывавший на дне моря сундук, и из него выскакивает обычный краб – получите сообщение «ваш разум слабеет». Или же профессор находит часы, внутренние механизмы которых на месте, но представляют собой полнейшую путаницу. Что бы вы думали – «наш разум слабеет», так как человек науки подумал, что в деле замешан слепой бог идиот Азатот, как раз отвечающий за подобные шуточки.




Чем чревата потеря рассудка? Всё просто – дошедший до ручки протагонист начнёт бормотать под нос, изображение «поплывёт» перед глазами, и всё закончится суицидом при помощи любого имеющегося в руках оружия. Отпор безумию, в свою очередь, можно дать, активно налегая на тёмный шоколад или же…становясь свидетелем умиротворяющих сцен! Так можно погладить кота и заметить, что в его лапах зажат оторванный человеческий палец, а можно потискать другого, нормального кошака, и немного расслабиться. Являясь почитателем Лавкрафта, я вижу в этом неплохую иронию, не нарушающую атмосферы, но доводящую её до уровня забавного гротеска.

Местный бестиарий уникален почти для каждого нового уровня, а внешний вид монстров весьма тщательно соответствует каноническим описаниям из литературных первоисточников и фанатско-официальных «викий». Если вы знаете, кто такие Ми-го, Гуги и Гасты, то наверняка будете рады встрече с такими редкими существами «Мифов Ктулху». Более знаменитые Шогготы, жители Иннсмута и Глубоководные, а также разномастные культисты и даже оживлённые силами профессора Герберта Уэста зомби тоже будут ждать встречи с вами.


В игре множество секретов. Во-первых, это обычные тайные помещения, о существовании которых можно догадаться по пустым «пятнам» на карте уровня, или же механически прощупывая стены, как мы когда-то это делали в старых добрых Doom и Wolfenstein. Во-вторых, в каждой главе есть переход на секретный уровень – чтобы попасть туда обычно надо собрать какие-то дополнительные предметы, решить простую загадку или, скажем, выполнить квест, выданный кем-то из на удивление дружелюбно настроенных обитателей здешних мест. Дополнительные уровни чаще всего короче основных, но именно они позволяют найти большую часть бесценных данных о Великих Древних.




Что это за данные? Необязательным, но эффектным эпилогом для каждого из протагонистов является сражение с одним из самых ярких придуманных Лавкрафтом существ – Ктулху, Дэгоном, Чёрной Козой Чащоб Шаб-Ниггурат, Ньярлатотепом или же уже упоминавшимся Азатотом. Чтобы бросить им вызов, необходимо найти специальный предмет, но и это ещё не всё. Нет, вы всё-таки не сможете нашпиговать Осьминоголикого свинцом, а вместо этого придётся помешать пробуждению Древних, пытаясь сорвать проводимые их сторонниками ритуалы. Однако это не отменяет того факта, что тёмные божества будут присутствовать в кадре, а ваш рассудок будет таять со скоростью шарика мороженого в пустыне Руб-эль-Хали (где согласно Лавкрафту безумный Абдул Альхазред вдохновлялся на создание Некрономикона). И только данные о Великих Древних позволят снизить получаемый разумом урон, а при сборе 100% информации получить к нему полный иммунитет!

Всё-таки пиксель-арт пиксель-арту рознь, и в 2019 году подобная реализация не всегда говорит о лени и желании разработчиков легко заработать. Наоборот, визуальный стиль Lovecraft's Untold Stories выглядит очень достойно и оптимально вписывается в атмосферу и настроение проекта. Кстати, при игре на Switch при очень большой концентрации врагов и обилии магии и спецэффектов возможно снижение кадровой частоты, но, к счастью, не критичное.



Единственное, чего мне не хватило – это кооперативного режима, так и напрашивающегося для геймплея подобного формата. Впрочем, разработчики в курсе проявленного игроками интереса и обещали подумать о возможном добавлении кооператива в будущем. Учитывая, что для Lovecraft's Untold Stories периодически выходят обновления, «освежающие» внешний вид локаций, добавляющие новые интерактивные объекты и делающие интерфейс более удобным – возможно, мы дождёмся и этого.

Стоит сказать пару слов и о локализации. Хотя игра наверняка первоначально создавалась на английском языке и только потом переводилась на русский – нареканий к ней нет. Всё обилие текста хорошо передаёт атмосферу Лавкрафта, и можете быть уверены, что не пропустите многочисленных отсылок к творчеству маэстро из-за некачественного перевода.

80
Без сомнения, Lovecraft's Untold Stories создавалась фанатами Лавкрафта для других фанатов его творчества. Приятный пиксель-арт и геймплей «рогалика» на удивление хорошо вписались в атмосферу борьбы 5 уникальных персонажей с Великими Древними. Достаточно высокий уровень сложности, большое разнообразие врагов и отсылок к работам писателя, а также высокая реиграбельность позволяют рекомендовать данный проект не только всем почитателям «Мифов Ктулху», но и любителям подобных игр, в целом.

Обзор написан по цифровой версии игры для Nintendo Switch, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
 Реклама
8 комментариев, 29 544 просмотра
Подождите, идёт загрузка...
Makkedon — 22.06.2019 в 12:55
Начинающий охотник за трофеями
10
Однозначно беру! Обзор заинтересовал, хоть и не люблю рогалики.
Vadim — 22.06.2019 в 21:43
Золотой охотник за трофеями
20
По рецензии абсолютно не понял почему игре сняли 20 баллов, это всё же очень много...
LevelUp — 23.06.2019 в 10:10
Заблокирован
10
Vadim, слишком много рогаликов, не прожевывается
Если попробовать и правда понять , то есть два упоминания:
Отсутствие кооператива
Проседание фпс в некоторых моментах особо большого скопления врагов.
Ждём автора, вдруг захочет прояснить
Darth_Alex — 23.06.2019 в 10:46
Press Team
6
LevelUp, собственно, да - именно это + изначально не очень большой проект, заслуживающий каждый балл своей оценки, но не претендующий на нечто большее.

85-90 и выше - это уже было бы ближе к ААА-проектам (качественным, а не таким, которые сейчас бывают), но изначально у игры немного не та категория.
Darth_Alex — 23.06.2019 в 10:42
Press Team
0
Vadim, хмм, ты считаешь, что игра заслуживает все 100? ☺

Просадка кадровой частоты, отсутствие напрашивающегося кооператива, хоть и очень качественный, но пиксель-арт. Для инди-игры от небольшой студии, я считаю, очень хорошая оценка.

Кстати, вдруг понял, что при выставлении оценки никогда не пытаюсь снимать баллы, отталкиваясь от 100. Наоборот, выставляю оценку, анализируя составляющие игры и то, насколько баллов тянет финальный результат
Vadim — 23.06.2019 в 20:28
Золотой охотник за трофеями
8
Darth_Alex, ну 100 вряд ли, но всё же) Кадровая частота так ли часто проседает, что прям мешает играть?) А напрашивающийся кооператив вообще не повод снимать оценку) А то можно так шутеру снять балл за то, что он не стратегия))) Ну и инди надо оценивать по иным категориям. Пиксельарт пиксельарту тоже рознь, тут он великолепный) Инди на 100 баллов это не то же, что ААА на 100. И некоторые инди реально заслуживают 100, например Enter the gungeon))
Vadim — 30.11.2019 в 20:32
Золотой охотник за трофеями
0
Lexa_Kaktus, Ну это уже более объективные причины)
LevelUp — 23.06.2019 в 10:13
Заблокирован
19
Вот у dragon quest 11 есть два режима: современная графика и попроще. У the sinking city теперь тоже.
Спасибо за развернутый обзор, но поддержу автора выше, куда пропали 20 баллов, начальник?