Неформат
Обзор MiSide
Skorgron
176
Жанр психологических хорроров с милыми аниме-девочками не нов, однако подобные проекты, как правило, известны лишь в узких кругах и редко получают широкое распространение. Безусловно, существуют исключения, например, Doki Doki Literature Club!, которая стала настоящим феноменом в своей нише. Успех таких детищ чаще всего связан с удачным стечением обстоятельств. Ведь когда они получают широкое внимание интернет-сообщества, хочешь ты того или нет, но узнаёшь об их существовании, а дальше всё зависит уже от качества и самобытности самой игры. Примерно так же сложилось и с российской инди-студией AIHASTO, состоящей всего из двух человек, выпустившей MiSide. На данный момент в Steam игра собрала более ста тысяч отзывов и удерживает крайне высокий рейтинг в 97%, что невозможно объяснить лишь эффектом хайпа. Поэтому попробуем разобраться, чем же MiSide сумела так сильно привлечь игроков.


В главной роли выступает безымянный герой, ведущий затворническую жизнь. Не из-за отсутствия социальных навыков, а скорее из-за специфики работы программиста на удалёнке. В один момент он получает свежую версию MiSide на телефон. Это простенькая мобильная игра с виртуальной девушкой Митой. Здесь мы выполняем различные мелкие задания, чтобы прикупить для нашей подопечной новый телевизор или продукты. Этакий тайм-киллер, который увлёк героя с головой — буквально. На тридцать седьмой день (который, естественно, остаётся за кадром) виртуальная Мита внезапно начинает сетовать на то, что не может встретиться с героем лично. После этого мы необъяснимым образом оказываемся внутри MiSide. В той самой квартире из игры встречаемся с самой Митой и поначалу проводим время за вполне мирными занятиями. При всём этом Мита осознаёт, что находится не в реальном мире. Если присматриваться к деталям, можно заметить множество странностей и намёков на будущие события. Со временем игрок обращает внимание на странный стук, доносящийся из шкафа, на который девушка просит не реагировать. Не совладав с любопытством и настаивая на том, чтобы заглянуть внутрь, герой сталкивается с её истинной личностью. В безумной ухмылке Мита задаётся вопросом: «Опять?» — и щёлкает пальцами, превращая игру в настоящий хоррор. Теперь нам предстоит пройти через все версии MiSide до самой ранней, чтобы добраться до её ядра и попытаться избавиться от безумной Миты, вернувшись в реальный мир.


Игра сама по себе небольшая и проходится примерно за четыре часа, поэтому я постараюсь избегать лишних спойлеров. Но если подводить итог, то MiSide в первую очередь — история о неизбежности. Сюжет неплохо транслирует данную мысль, при этом поддерживая в игроке крупицу надежды на лучшее. Особенно внимательные заметят в окружении и звуках множество деталей, намекающих не только на развитие событий, но и на то, как устроен сам мир игры. К финалу мотивы Миты раскрываются достаточно хорошо, и отчасти даже начинаешь понимать причины её безумных поступков. Да, MiSide заимствует отдельные приёмы у более известных проектов, но при этом остаётся самобытной и оригинальной.


Лучшей частью игры является её хоррор-составляющая. В первую очередь достигается за счёт отличного умения создавать напряжение через атмосферу. Когда нужно напугать, MiSide делает это не за счёт банальных скримеров, а помещает нас в обстановку, где почти каждая деталь вызывает дискомфорт. Обыденные на первый взгляд вещи расположены и обыграны так, чтобы пробудить тревогу и создать ощущение угрозы. Подобные моменты чередуются со спокойными эпизодами, где игроку дают передышку, и каждый следующий виток становится всё более гротескным, неприятным и пугающим. На мой взгляд, для проекта подобного толка это очень удачный подход, позволяющий удерживать напряжение без необходимости прибегать к дешёвым трюкам ужастиков. Геймплейно MiSide достаточно проста; её можно было бы назвать симулятором ходьбы, если бы не огромное количество разнообразных мини-игр и активностей, с которыми мы сталкиваемся. Большинство из них органично вплетены в сюжет и связаны с местными персонажами. К сожалению, задачи и головоломки здесь в целом довольно просты и, вероятно, быстро наскучили бы, если бы часто повторялись. Но разработчики, похоже, это понимали, поэтому встретить одну и ту же механику более пары раз практически невозможно. Среди активностей можно найти множество отсылок к знаковым проектам — например, DOOM, P.T., The Witness. Часть мини-игр необязательна, но за их выполнение мы получаем достижения или костюмы для Миты. И пусть многие из них сложно охарактеризовать иначе как «просто работают», всё это компенсируется сюжетом и хоррор-составляющей.


Порой в MiSide можно наткнуться на элементы, что выглядят незаконченными: некоторые пасхалки никуда не ведут, встречаются сюжетные дыры и ощущается отсутствие мирного режима, который, по идее, должен открыться после первого прохождения. Последний, впрочем, официально находится в разработке и, ориентировочно, выйдет до конца года. Все эти недочёты в большей степени связаны с давлением со стороны издателя: после успеха демо разработчиков сильно торопили с релизом, и они не успели доделать множество мелочей — включая тот самый мирный режим. По крайней мере, именно такую версию событий команда озвучила в одном из интервью.

80
MiSide выстрелила во многом благодаря информационному шуму вокруг проекта, но удержала внимание игроков уже своей историей и густой атмосферой обречённости, липкого неприятного ужаса, которая сопровождает до самых титров. Если всё вышеописанное вам по душе — проект заслуживает того, чтобы с ним ознакомиться. А вот любителям глубокого геймплея игра вряд ли предложит интересные решения. MiSide может и не идеальна, но это тот опыт, который запомнится.


Обзор написан для Stratege.ru по цифровой версии игры для PC предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использованные в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
11 комментариев, 35 823 просмотра
Подождите, идёт загрузка...
Karim — 14.10.2025 в 21:32
Золотой охотник за трофеями
10
На PS5 будет?
FenixBK — 15.10.2025 в 08:08
Press Team
10
Karim, пока не было информации.
Yametekudasai — 15.10.2025 в 13:02
Начинающий охотник за трофеями
10
А есть информация, когда Феникс поиграет в Corps Party, но не Blood Drive?
FenixBK — 15.10.2025 в 15:37
Press Team
10
Yametekudasai, есть информация, что уже играл)))
THANATOS416 — 14.10.2025 в 21:36
Серебряный охотник за трофеями
0
Ясно. Было желание узнать че такое, но из головы вылетало.
По сути типа доки доки.
shingo — 15.10.2025 в 10:13
Пластмассовый охотник за трофеями
10
THANATOS416, Да они совсем не похожи. Не знаю почему сравнивают Миту и Литературный клуб. Только то что одна и вторая поняли что они в игре что ли?!
THANATOS416 — 15.10.2025 в 12:22
Серебряный охотник за трофеями
0
shingo, А этого мало? И что обе анимешный хоррор.
shingo — 15.10.2025 в 20:49
Пластмассовый охотник за трофеями
0
THANATOS416, Да мало. Повествование и мотивы героев абсолютно различны. Это фанаты их приплели вместе. Мита все знает кто она, кто гг и что она хочет. Моника, вроде так ее. Не знала ничего с самого начала, ее мотивы не так поставлены, у нее нет клонов и прочие плюшки. Они разные вообще. Это как сравнить Отличный SH2R и отстойный SHF. Название одно и то же, но в первом это самое главное. То второй это дно и ничего такого там нет.
rynn — 19.10.2025 в 12:14
Металлический охотник за трофеями
0
THANATOS416, доки доки - это визуальная новелла. Ми сайд - нет. (местами экшн, местами симулятор ходьбы, хотя там есть эпизод с новеллой - игра умело сочетает разные жанры).. хотя бы поэтому они различаются. Ми Сайд очень понравилась (пока мои первые и единственные 100% достижений в Стим!), а вот ДокиДоки пока начала и что-то не могу осилить дальше..
OkamiSlay — 15.10.2025 в 16:02
Бумажный охотник за трофеями
20
Такому шлаку для сопливых прям совсем, где ужасно всё - начиная от визуала и заканчивая персонажами, где диалоги в стиле Лунтика - выставляют 80 баллов...При это часто довольно не плохие проекты, на голову выше этой шняги на коленке ..получают всего 60)) Кекнул
RLAquatIX — 18.10.2025 в 18:41
Деревянный охотник за трофеями
10
80? Ох, вэй...