System Shock
Обзор System Shock (2023)
James_Harlan
279
Похоже, что над именем «System Shock» висит проклятье. Первая часть была любопытна, но авторы катастрофически промахнулись с датой выхода — игра явилась миру 23 сентября 1994 года, за несколько недель до прихода Doom 2 (впрочем, «Шоку» еще навредили неудобные интерфейс с управлением). Сиквел вышел в 1999-ом и получил хорошую порцию похвалы от критиков, но в продажах провалился. Третью часть анонсировали в 2015 году, но с тех пор проект ушел в радиомолчание, и непонятно, идет ли разработка в принципе.
И вот студия Nightdive, которая занимается перевыпуском всяких «бородатых» игр, выставила на Kickstarter проект ремейка первой части. Деньги собрали в 2016-ом, а выпустить ремейк планировали в декабре 2017-го. Но проклятье серии не дремлет. Релиз откладывали раз за разом, и вопросы о выходе начали обрастать мрачными шутками. И вот, в мае 2023 года, спустя всего-то семь лет после сбора на Kickstarter, ремейк System Shock появляется на цифровых прилавках. Как всегда, вредный вопрос: стоило ли ожидание того? Будем разбираться.


Действие игры разворачивается в 2072 году. Главный герой, известный просто как Хакер, пытается взломать серверы корпорации TriOptimum. Его быстро вычисляют, но вместо тюремной камеры взломщика приводят в офис крупного менеджера организации. Там ему делают предложение, от которого невозможно отказаться: он должен снять этические ограничения с искусственного интеллекта SHODAN, управляющего космической станцией «Цитадель». Взамен хакер получит продвинутые импланты и его отпустят с миром (но это не точно). Герой выполняет свою часть сделки и отправляется на станцию для установки модного «железа» и восстановления в медикаментозной коме. Спустя полгода Хакер просыпается и обнаруживает, что SHODAN обзавелась манией величия и мнит себя богом.
Между делом: вообще, у искусственного интеллекта пола нет, но «Шодан» обладает явно женскими лицом и голосом.
Цифровая злодейка превратила членов экипажа либо в мутантов, либо в киборгов, а всех, кто рьяно сопротивлялся, просто уничтожила. «Цитадель» стала ей маловата, так что она нацелилась на Землю. И одолеть компьютерную угрозу сможет только наш невезучий Хакер.



Когда оригинальная System Shock вышла, записки были интересным и неординарным приемом. Но за десятилетия мы повидали кучу игр с непрямым повествованием и подобная подача уже не удивляет, а в некоторых случаях и вовсе раздражает. Теперь новизны у сюжета System Shock нет, а сам он оказался простым, даже примитивным. К чему сводятся наши злоключения? «Шодан» заготовила несколько планов покорения Земли, а мы идем по палубам «Цитадели» и их срываем. Причем происходящее напоминает старые мультфильмы с карикатурными злодеями. Обычно выглядит дело так:

[SHODAN]: Я уничтожу города Земли при помощи лазера.
[Хакер]: Пушка делает «бум»!
[SHODAN]: Нееет! Но меня это не остановит. Я обрушу опасный вирус, который выращиваю в местных рощах.
[Хакер]: Отсек делает «вжух»! (дергает рычаг катапультирования секции)

… И так далее. Монологи злодейки уморительны: и ее несокрушимая уверенность, и то, насколько явно она раскрывает свои планы. Но надо отдать должное старым авторам, что речь у нее оформлена интересно. Во-первых, озвучка: голос SHODAN то зацикливается, то меняет высоту и тональность, и это звучит странно и неестественно (в хорошем смысле). Во-вторых, художественность реплик, когда себя злодейка именует богом, своих мутантов — ангелами, а людей — насекомыми. В общем, содержание такое себе, а подача хороша.
По аналогии с подобными играми можно подумать, что видимый сюжет прост, а вот в записках скрывается самое интересное. Жаль, но не в этот раз. Подавляющее большинство зарисовок сводятся к двум вариантам: либо люди только подозревают, что на станции творится какая-то ерунда, либо, трагично кашляя, описывают, как всё плохо. Любопытной сюжетной линии посреди всего этого я так и не нашел.



Перейдем к игровой части. Можно поумничать и сказать, что это предвестник жанра Immersive Sim. Но «Шок» не так вариативна, как Deus Ex, и скорее похожа на Survival Horror от первого лица. Мы исследуем многочисленные каюты «Цитадели», собираем всякие полезности и отбиваемся от уродцев, созданных безумным ИИ. С этим у System Shock всё нормально: стрельба по меркам жанра сделана приятно, припасы встречаются самые разные, да и бестиарий здесь солидный. Вдобавок игра в меру сложная. Почти все противники обладают hitscan-атаками и бьют ощутимо, но при этом умом не отличаются. Так что рекомендуется разыскать укрытие, а уж затем устраивать сражение. Кроме того, ремейк исправил одну из двух проблем оригинала: «тяжелый» интерфейс. Здесь он компактный и удобный.


Еще из интересных находок можно назвать эпизоды в киберпространстве (были и оригинале, но с управлением похуже). Периодически будут попадаться запертые двери, которые не открываются ни ключом, ни кнопкой. Тогда нужно найти специальный узел и отправиться в цифровое пространство. Там мы свободно летаем в трех измерениях, отстреливаемся от защитных программ и открываем замки. Если аналоговый мир представляет собой выживание с коллекционированием лечебных пластырей, то битвы в киберпространстве — аркадные перестрелки с минимумом механик. Будь их много, то приелись бы еще в первой трети прохождения. Но узлы встречаются нечасто, 1-2 раза на палубу, и виртуальные сражения воспринимаются как приятный перерыв от основного игрового процесса.

После всего сказанного напрашивается мысль, что перед нами отличная игра. Но у нее есть большая проблема, и скрывается она в построении станции. Обычно локации в играх делают хоть немного правдоподобными, и можно представить, как в виртуальных декорациях живут люди. Но System Shock идет в другом направлении. Каждая палуба «Цитадели» — запутанный лабиринт со множеством ходов, кают и дверей, где потеряться можно с легкостью. Вдобавок у локаций ограниченный набор текстур и типов стен, поэтому всё сливается в однообразное пятно. Ситуация усугубляется тем, что в System Shock нет указателей. Если в прочих играх чтение записок — дело добровольное, то здесь без них не поймешь, что нужно делать. А на «добивание» приходит бэктрекинг. Вам предстоит по несколько раз возвращаться на старые локации, зачастую ради мелочей. Например, требуется щелкнуть переключателем на палубе руководства. Однако он ломается, а для починки нужно выполнить следующее: спуститься на уровень обслуживания, проверить три мини-лабиринта и найти среди десятка панелей поврежденную. Или понадобится собрать шестизначный код, у которого каждая цифра спрятана на отдельной палубе. Исследование — важный элемент Survival Horror, но System Shock делает его крайне утомительным.



Еще портят впечатление боссы. Они и в оригинале не были особо запоминающимися, а ремейк оставил всё как было. По сути, мы трижды сражаемся с одним и тем же мужиком и еще пару раз с одинаковыми роботами. Как и обычные противники, боссы бьют метко и больно, поэтому открытое сражение ничем хорошим не закончится. Решение для всех одинаковое: ныряем в укрытие, бросаем оттуда электромагнитную гранату, а затем подбегаем к оглушенному противнику и ставим мины под ноги, пока вредитель не перестанет дергаться. А финальная битва с самой «Шодан» — творческое банкротство. Нас забрасывают в виртуальное пространство, вручают скучную пушку и приказывают стрелять по гигантской гидре (имеется в виду не мифологическое чудовище, а животное из группы кишечнополостных). Сам босс никак не сопротивляется, нас атакуют знакомые обитатели киберпространства, но самое главное — непонятно, можно ли вообще проиграть. Интерфейса нет, и остается загадкой то, наносят ли вражеские атаки хоть какой-то вред. Честно говоря, битву в логове безумного ИИ я представлял себе немного иначе.


Пока мы не вышли на заключение, я бы еще хотел затронуть тематику хоррора. У System Shock задатки есть: далекая космическая станция, изоляция и искусственный интеллект, который ставит эксперименты над экипажем. Но игра едва пугает, и у меня сложилось впечатление, будто авторы не собирались делать хоррор. Здесь нет долгой подводки в плане сюжета: проснулись, взяли трубу в руки и пошли крушить мутантов. Хотя в идеале нужно задать настроение и затем аккуратно его нагнетать. Еще появлению хоррора мешает очень простой звуковой дизайн. Авторы могли нагнать жути при помощи атмосферного эмбиента, но такого здесь почти нет: большую часть игры мы проводим в тишине. И даже монстры звучат скучно. Их и на слух сложно обнаружить, и непосредственно в бою они не издают зловещих рыков и жужжания. В этом плане сиквел куда лучше: достаточно вспомнить медсестер-киборгов с их «металлическими» криками.


Вот теперь заканчиваем с System Shock. Честно говоря, не знаю, как относиться к этому проекту. Важная цель любого ремейка — адаптировать старую вещь для нового поколения игроков. Не упростить, а починить сломанное и отполировать работающее. System Shock эту задачу отчасти выполняет. Стрельба, столкновения с мутантами и копание в инвентаре сделаны нормально. Вдобавок сцены в киберпространстве получились отличным перерывом от основного процесса. Но построение уровней сильно портит игру. Палубы космической станции запутаны и перегружены без всякой нужды, а вдобавок приходится искать цели по запискам. Если у вас есть проблемы с ориентированием в играх, то к System Shock лучше не приближайтесь. Более того, придется возвращаться на старые места, что интереса не добавляет. Ремейк System Shock — осовремененная и более доступная версия старой игры, но даже в таком виде ее сложно советовать.

Плюсы:
- разнообразный арсенал и неплохая стрельба;
- хороший для Survival Horror геймплей с исследованием и менеджментом инвентаря;
- аркадные битвы в киберпространстве как перерыв от основного процесса.

Как посмотреть:
- из игры можно было сделать хоррор, но авторы, похоже, себе этой задачи не ставили.

Минусы:
- запутанные и перегруженные локации;
- много бэктрекинга;
- плохие битвы с боссами.


65
Ремейк System Shock вышел половинчатым. Новая версия предлагает крепкий Survival Horror-геймплей с исправленными интерфейсом и управлением. Но игру сильно портит дизайн локаций, приехавший прямиком из 1994 года. Каждая палуба космической станции похожа на перегруженный лабиринт для лабораторных крыс, а не на пространство, где могли жить персонажи. Более того, остался на месте бэктрекинг, так что вам придется по два-три раза возвращаться на старые места. Если давно хотели попробовать оригинальную System Shock, то это ваш лучший вариант. Но игру сложно предложить кому-то, кроме энтузиастов.


Обзор написан по копии игры для ПК, предоставленной издателем
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
27 комментариев, 40 811 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
Starcardus — 29.05.2023 в 15:57
Металлический охотник за трофеями
178
Сообщение от James_Harlan
Палубы космической станции запутаны и перегружены без всякой нужды, а вдобавок приходится искать цели по запискам.
ужас какой. еще наверно и увиденный на стене пароль от двери нужно своей головой запомнить и до нужной двери в своей голове донести, то есть в общем как это и было в оригинальном втором систем шоке.
помню как в конце 90х пердел в стул еще до того как это стало мейнстримом с выходом мертвого пробела.
Скорей бы поиграть.
SGRAY — 29.05.2023 в 16:04
Бумажный охотник за трофеями
102
"Но игру сложно предложить кому-то, кроме энтузиастов." Ахиллесова пята почти всех иммерсив симов. Если причислить Ботву к ним, то она единственная, кто стал известен в широких кругах, и сторицей окупился. Жаль, что такой замечательный жанр из десятилетия в десятилетие закапывается игроками и рецензорами, а потом, посмертно восхваляется.

Слышал, что ужасный интерфейс оригинала был создан осознанно, чтобы имитировать интерфейс хакера с обновлением устанавливаемых модулей.

У Стопгейм, вчера вышел неплохой ролик, можете посмотреть, кто не видел.
https://youtu.be/yRuWDPPM3gE
R-m_Fenix — 29.05.2023 в 16:25
Бронзовый охотник за трофеями
52
Спасибо за обзор. Игру возьму, когда выйдет на консолях
REDT — 24.12.2023 в 19:11
Уже давно охочусь за трофеями, но этого нет.
0
R-m_Fenix, Слышал,что вначале 2024 года выйдет на консолях. https://stopgame.ru/newsdata/61060/v..._bolshoy_patch
Udav_spb — 29.05.2023 в 16:50
Бронзовый охотник за трофеями
14
Странная игра.
Смотрится очень устаревшей.
al79spb — 29.05.2023 в 18:25
Деревянный охотник за трофеями
39
Udav_spb, Согласен с тобой! Двухкнопочное мыльное кинцо - ДЛЦ под №2 от инсомниак наше все!

Udav_spb — 30.05.2023 в 10:17
Бронзовый охотник за трофеями
4
al79spb, интересные сравнения. Посмотрим кто первым добавит это в подписку - Майки или Сони.
al79spb — 30.05.2023 в 18:36
Деревянный охотник за трофеями
0
Udav_spb, А при чем тут подписка? Я чего то недогоняю твою мысль....или в твоем понятии подписка это зашквар? Посмотрим через сколько сольют "мегаэксклюзфф - онли плейстейшОн" на ПК где он будет продаваться бесплатно. Я ставлю что через год.
Udav_spb — 02.06.2023 в 17:26
Бронзовый охотник за трофеями
0
al79spb, наоборот я топлю за подписки всеми конечностями. Просто игра просится в подписку месяца через 3 после релиза, когда все кто хотел ее купить уже это сделают.
al79spb — 29.05.2023 в 18:44
Деревянный охотник за трофеями
52
Походу аффтор ньювэйвгеймер которого классика жестко изнасиловала.
П.С. На ПК рус. есть (судя по обзору Гальперова), на консолях то будет?
Silent-hiller47 — 29.05.2023 в 22:23
Золотой охотник за трофеями
0
al79spb, позжее на приставки завезут.
JeryKid — 29.05.2023 в 19:00
Бронзовый охотник за трофеями
10
Неожиданно!
Спасибо за обзор, возможно когда-нибудь и доберусь, но не сейчас)
FDurst — 29.05.2023 в 21:45
Бронзовый охотник за трофеями
30
Обязательно поиграю,как её допилят патчами.
Очень надеюсь,что она окупится хотя бы и запилят вторую часть,вот там уже полный отвал головы будет.
Lamandro — 30.05.2023 в 09:58
Бронзовый охотник за трофеями
0
FDurst, вторая часть в таком виде если и будет, то очень нескоро. Ремастер второй части заявлен, но там всё будет попроще в плане проделанной работы. То ли в обозримом будущем на ПК в продаже должно появиться переиздание второй части с подтянутыми текстурами и увеличенным количеством полигонов на некоторые модельки, то ли оно будет бонусом за предзаказ первой части и станет доступно для загрузки когда-нибудь потом, когда его допилят. На большее пока рассчитывать не стоит.
FDurst — 30.05.2023 в 20:11
Бронзовый охотник за трофеями
0
Сообщение от Lamandro
FDurst, вторая часть в таком виде если и будет, то очень нескоро. Ремастер второй части заявлен, но там всё будет попроще в плане проделанной работы. То ли в обозримом будущем на ПК в продаже должно появиться переиздание второй части с подтянутыми текстурами и увеличенным количеством полигонов на некоторые модельки, то ли оно будет бонусом за предзаказ первой части и станет доступно для загрузки когда-нибудь потом, когда его допилят. На большее пока рассчитывать не стоит.
Ремастер тут совсем не нужен,т.к.играть это сейчас…Ну только гики,да упоротые будут.
Provisorus — 29.05.2023 в 22:16
Бронзовый охотник за трофеями
0
А эта игра на консолях тоже выходит?
lapamivverh — 29.05.2023 в 22:35
Серебряный охотник за трофеями
110
Вы, батенька, скорее всего молоды для этой игры. Если она сохранила все то, за что ругали в 1994-ом, то честь ей и хвала. Кстати это карты - SystemShock/Bioshock/Infinite - все что нужно знать о современном подходе игроделов.






SGRAY — 29.05.2023 в 22:50
Бумажный охотник за трофеями
9
lapamivverh, у стопгейма новый ролик вышел, с обзором, там есть сравнение карты одной палубы, она стала чуть больше. Ругают, что слишком рьяно следуют оригиналу там, где можно что то сделать по новей, но и добавляют чуть своего.
Прохождение на высокой сложности на 5 часов оставили.





Gilaruil — 29.05.2023 в 22:58
Охотник за постельными сценами
55
Читаю и не понимаю претензий к игре, если честно. Я играл в нее году в 2015 примерно, и даже тогда она казалась очень крутой, интересно исследовать, разбираться в происходящем.
SegaReD — 30.05.2023 в 18:12
Деревянный охотник за трофеями
35
Gilaruil,
Да не любят современные игроки в чем то разбираться, думать, решать загадки. Им надо, чтобы за ручку провели через весь сюжет.

P.S. вот бы так же сделали ремейк Deus Ex, с руками бы оторвал
LinaFlower — 30.05.2023 в 00:10
Все блондинки - паладинки
0
Более 20 лет слежу за игровой индустрией, но никогда не слышала словосочетание Immersive Sim
Ozymandias — 30.05.2023 в 06:02
Металлический охотник за трофеями
15
LinaFlower, это такие игры где надо много думать а не просто бежать и жмякать на маркер. Они как правило очень вариативны.
Thief, Deus Ex, System Shock, Dishonored, Vampire : Masquerade - представители этого жанра.
Artem6 — 30.05.2023 в 10:42
Металлический охотник за трофеями
2
Каким же шедевром была System Shock 2!
Хочу хотя бы её ремастер, и мне будет уже достаточно)
GreyStillness — 30.05.2023 в 14:39
PREMIUM
0
Хмм, возьму по скидке или попробую в подписке. С одной стороны, интересна уникальная атмосфера игры. Но бесконечные однообразные коридоры, вспоминая недавно пройденную Halo: Combat Evolved, навевают уныние.
OxOx86 — 30.05.2023 в 15:24
Деревянный охотник за трофеями
10
Шикарно! То что нужно! Без вождения за ручку, по классике - молодцы!
agentdocent — 30.05.2023 в 15:28
Металлический охотник за трофеями
20
Куплена в стиме оригинальная версия (System Shock: Enhanced Edition). К слову спустя время для этой игры выпустили патч и добавили 6 достижений. Но из-за ТРАКТОРНОГО управления не смог пройти первую локацию. Жду когда ремейк (точнее ТЛОУ-мейк) доберется до консолей. + Жду ремастер второй части.
Old school
Makishima — 31.05.2023 в 11:26
Серебряный охотник за трофеями
51
Согласен с комментаторами - игруха только кайфовее, если в ней надо больше делать разных вещичек и запоминать много чего. Это вызывает ощущение величия, когда ты можешь с закрытыми глазами пробежаться по всей карте и каждый закуток помнишь как свои пять пальцев. Такое, кстати, можно сделать в любой игре, необязательно это должен быть иммерсив сим или там олдовая игра по классике.То что ремейк System Shock вышел отличным и верным оригу - для меня большой сюрприз, я думал будет хуже, так как Авеллона турнули. Но судя по обзору он успел сделать свою работу (образы Шодан и прочих - "художественность", упомянутая в обзоре), так что всё норм. Он, по-моему, даже в письме о своём увольнении говорил, мол, "я успел всё доделать, выполнил свои обязательства по контракту". Я просто не поверил этому (учитывая бэкграунд временной "отмены" Авеллона) и ждал какашку. Рад, что вышла годнота, ожидание стоило того.
Я думаю автор обзора решил погнаться за двумя зайцами: 1) угодить современному игроку 2) попытаться приобщиться к олдырям. По мне автору обзора нужно было просто почти без эмоций обозреть ремейк в сравнении с оригиналом (то есть без оценочных суждений в стиле "вот - ничё не изменилось по боссам, олдырям зайдёт, а современным геймерам не понравится" - потому что такие два стула в итоге ни к чему не приводят, лучше просто по полочкам разложить че и как, какие features у игры). Я понимаю щас идёт типа стык эпох и игры изменяются - так что такие дотошные ремейки вызывают недоумение у многих. Но есть тема - обзор игры в плане фишек, то есть без плюсов и минусов. Для таких дотошных ремейков, имхо, лучше так и делать обзоры.

Потому что есть тема - старение игры. Вот намедни начал играть в Fallout 1 на маке, это моя любимая игра, топ-3 лучших игр для меня. И вот играю в 2к23 и ловлю себя на мысли, что управление кривое, что неудобно, что вариативности и реплик мало, но если бы это было в современном графине и с норм управлением - я б сыграл с удовольствием. Смекаете к чему веду? Главная цель такого типа ремейков - просто повторное прочтение той же игры для старых игроков. То есть вот есть нестареющие денди и прочие староконсольные игры. С ними всё норм, они вечные, всегда удобно и комфортно играть (кроме совсем уж старых игр с амиги, коммодора итп). А есть старые пк-игры, которые являются любимыми и почитаемыми, но в них щас неудобно и некомфортно играть. Так что такие ремейки как System Shock - востребованы и ещё КАК! Пусть мало что поменялось, но главное играется комфортно и без багета. Вот бы Фолаут 1 дотошный ремейк. Только колесо выбора действий бы обновить - а то геморно в 2к23 переключать между "осмотр", "действие", "взять", "украсть" итп. Уверен, в Систем Шок ремейк тоже управление адаптировали для современных систем.