The Talos Principle II
The Talos Principle 2
Обзор Talos Principle 2
James_Harlan
260
Перемена, произошедшая со студией Croteam, любопытна. Когда-то они начинали с веселых и бездумных шутеров Serious Sam, посвященных промышленному покосу монстров при помощи пулемета. Но однажды разработчиков переклинило так, что она создали Talos Principle – головоломку с философским сюжетом. И ведь игра вышла хорошей! Правда, переход не прошел бесследно: последние части Serious Sam оказались паршивенькими. Если судить по качеству «четверки», то ее делали новички и провинившиеся разработчики. Не суть. Нам куда интересней, смогли ли авторы пойти дальше в своем новом, головоломочном направлении. Представляю обзор Talos Principle 2.


Готовьтесь, сейчас будет много букв, ведь для объяснения местной картины нужно первую часть вспомнить. Итак, ледники растаяли, из вечной мерзлоты вырвался злой вирус и начал неумолимо выкашивать человечество. Небольшая команда ученых создает проект нового человечества: разумных мыслящих андроидов. Однако формирование мыслящего сознания, еще и со свободой воли — та еще задача. Поэтому создается виртуальный мир, который при помощи головоломок и испытаний будет "лепить" нового, цифрового, человека. Ученые проект завершают, и на этом ставится точка в истории старой цивилизации.

[быстрая перемотка вперед]

Начинаются события первого Talos Principle. Мы в роли андроида, позднее известного как Афина, просыпаемся в виртуальном мире, где под присмотром бестелесного бога решаем задачки и потихоньку идем к некоей награде. Однако в истинной концовке нужно было проигнорировать надсмотрщика и пойти к запретной башне. Поднявшись на вершину, мы доказываем, что Афина свободна в своих решениях и вырываемся в реальный мир. На том заканчивалась первая часть.

[быстрая перемотка вперед]

Афина вместе с другими андроидами создает город. Со временем она обретает мифический статус и прозвище «Зодчая», а местные все меньше решают за себя и больше молятся на героиню, ожидая чудесных решений. Она в какой-то момент уходит, оставляя Цель: довести численность города до одной тысячи человек.

[быстрая перемотка вперед]

Собственно, начало Talos Principle 2. Мы оказываемся в роли последнего, тысячного, андроида. Нам даже не дают выбрать пафосное имя, типа Разрушитель или Коммод, а попросту зовут Тысячным или 1k (сами-то ходят с именами философов и поэтов!). Не успели жители города отпраздновать достижение Цели, как появляется голограмма некоего Прометея, которая приглашает андроидов на загадочный остров. Для экспедиции сразу собирается маленькая команда, и нас как безработного новичка зовут в поход. Уже на месте исследователи находят Мегаструктуру, гигантскую пирамиду, напичканную невиданными технологиями. Отсюда и начинается основная история. Что таится в постройке? Кто такой Прометей, и какова его роль в происходящем? Как Афина связана с островом? Вот на эти вопросы мы и будем искать ответы.



Фух, прорвались. Итак, уже с порога вырисовывается хорошая такая научная фантастика. Сюжет начинается не без пафоса: у всех сюжетных персонажей «говорящие» имена, а записи встречают пространными рассуждениями на разные философские темы. Впрочем, игра не пытается сильно грузить и не заставляет с ходу вникать в сложные вопросы. К тому же, за основным сюжетом про первопроходцев следить легко: бодрые диалоги, хорошая характеризация персонажей и отсутствие каких-либо затянутых сцен.

Хотя дальше должны пойти размышления, я бы предложил сначала поговорить об игровой части. Итак, что из себя представляет Talos Principle 2? Всё действие вертится вокруг Мегаструктуры и ее окрестностей. Глобально нужно посетить двенадцать земель, решить там головоломки и активировать местные башни. После запуска каждой тройки нас ждут визит внутрь исполинской постройки и массивный сдвиг в сюжете.



Спускаемся на уровень ниже. Каждая земля — просторная локация с универсальным набором: восьмерка основных комнат-головоломок плюс две посложнее, пара монументов с побочными задачками и золотые ворота, про существование которых можно забыть до финала. И еще тут и там раскиданы аудиозаписи и прочие коллекционные мелочи. Собственно, чтобы добраться до башни, нужно пройти любые восемь из десяти комнат, построить мост и подняться на вершину.

Еще на уровень ниже! Наконец-то мы дошли до головоломок. Задача в каждой комнате — добраться до терминала и его активировать. Разумеется, всё не так просто, ведь комнаты полны преград. Например, цель закрыта барьером, а чтобы его снять, нужно подать синий лазер на приемник. Находим источник энергии и кристалл, а затем с помощью второго перенаправляем луч. Лазер попадает в цель, барьер спадает, а мы завершаем головоломку. Дальше дело становится только сложнее: нажимные плиты, вентиляторы, ящики и деактиваторы. Вот это всё приходится использовать в самых разных, порой изощренных, сочетаниях ради достижения цели.

Между делом: Внезапно понял, что продавать головоломки — та еще задача. С экшенами легко: взрывы, перестрелки и зрелищные сцены. А тут?.. Можно перенаправлять лазеры? Ставить ящики на кнопки? Не заполнение налоговой декларации, конечно, но при кратком пересказе мало вдохновляет.


Хорошо, но чем игра будет удерживать? К тому же все перечисленные предметы были и в первой части. Что предлагает сиквел?

Во-первых, новая механика в каждой земле. Например инвентор, меняющий цвет лазерного луча с красного на синий и наоборот. Или летающие платформы, которые при подаче энергии везут различные предметы. Причем игра построена грамотно: первые две комнаты в каждой земле доходчиво и без слов объясняют, как работает новинка, а дальше мы переходим к серьезным задачкам.

Во-вторых, у Talos Principle 2 отлично построена сложность, причем как на уровне отдельных локаций, так и игры в целом. Просто идите от первой к восьмой, и «жесткость» загадок будет плавно расти. Впрочем, вам никто не мешает проходить комнаты в любом порядке. Хотя насчет сложности есть одна мыслишка. Опираюсь чисто на предположение, что для игроков, пропустивших оригинал, игра может показаться сложной. Да, пролог в экспресс-порядке объясняет базовые системы, но дальше сиквел отталкивается от оригинала и начинает привносить новинки.



В итоге из этих вещей складывается отличная игра-головоломка. Задач много, они продуманы и отполированы, а поток механик регулярно смывает с мозгов любые намеки на пыль и заставляет осваивать всё новые и новые инструменты. Между делом вспомнилась недавняя игра ViewFinder. Вот она на контрасте смотрится куда хуже: и короче, и многие идеи не раскрыты в полной мере. А Talos Principle 2 выжимает каждую механику. И задачки по сложности прям хороши: в некоторых я застревал на полчаса, а затем радостно растекался по креслу, найдя ответ.

К основным головоломкам вопросов нет, а вот к побочным активностям они возникли. Ранее я уже упомянул про монументы, которые по сути эдакие задачки в открытом мире. Например, у одной статуи видим плиту, указывающую на определенное место. Находим там рычаг и дергаем его. В иных случаях нужно разыскать сгусток частиц и сопроводить до статуи. В третьих — подать лазерный луч из комнаты с головоломкой. В награду за телодвижения монументы вручают частицы пламени. Вроде хорошо, побочное развлечение. Но с ним есть две проблемы. Первая — задачки порой требуют слишком много суеты. Если на ранних этапах игры найти рычаг или подать лазер — дело легкое, то позже приходится оббегать всю локацию в поисках подходящего угла для луча. Здесь виден проигрышный контраст с классическими головоломками. Те разворачиваются в компактных комнатах, а ради монументов приходится носиться по немаленьким декорациям. Вторая проблема — непонятно, зачем нужны частицы. Их можно собрать и принести к машине в центральной локации, но предназначение этого священнодействия мы узнаем только в самом конце игры. Нечто похожее есть и у сложных комнат. Сами по себе они хороши, но смысл тоже скрывается до финала.
Спойлер: частицы пламени нужны чисто для достижения, а вот усложненные задачки связаны с золотыми воротами и требуются для лучшей концовки.



Вернемся к сюжету. Между делом игра подкидывает множество тем. Главный конфликт нового человечества: противостояние рискованного прогресса и уютной стагнации. К моменту нашего пробуждения андроиды забросили исследование новых мест и научные изыскания, а вместо этого живут мифом о Зодчей и толкованием мнимых знамений. А мы можем своими действиями и репликами поддерживать одно из двух направлений. Конфликт понятен, но выходит он несколько однобоким. Хотя сюжет предлагает примеры того, что безрассудный прогресс таит в себе опасности, всё же авторы склоняются к нему. А лучшая концовка подразумевает полную приверженность прогрессу и покорению новых горизонтов. И, в конце концов, какая научная фантастика будет всерьез выступать за стагнацию?

Что до других тем, то игра задает множество наивных вопросов. Почему старое человечество занималось междоусобицами, а не вкладывалась в медицину? Или с чего вдруг многим «старым» людям наука казалась скучной, хотя, по мнению одного персонажа, познание нового увлекательно? Тут сразу хочется привести множество всяких примеров из биологии и психологии, показывающих, что человек разумный таскает с собой наследный багаж от разных предков. Возьмем вопрос про науку. Живые организмы в принципе стремятся к экономии усилий, а всякая интеллектуальная деятельность — дело крайне энергозатратное. Что за глупости спрашивает игра? - хочется сказать. Но, может быть, в этом и идея? Авторы при помощи сюжета отстранились от современности и теперь спрашивают: то, как мы живем, — единственный путь? Или можно пойти иначе? Как по мне, в том задумка сценаристов, чтобы хоть немного растормошить игрока и подтолкнуть его к размышлениям о мире. Я, например, заинтересовался местной идеей веры в человечество. Сценаристы ставят вопрос так: почему циничное отношение к людям как к безнадежным созданиям считается чем-то мудрым? Не лучше ли вместо самобичевания идти дальше и расти над собой? В этом-то и особенность Talos Principle 2. Игра продвигает свои идеи, но всё, что она предлагает, воспринимается как свободное размышление на тему, а не как назидательная лекция. В таком случае даже заметная доля пафоса произведению ничуть не мешает.



Пожалуй, пора завершать с обзором игры. При разборе «Талоса» мне вспомнились две игры, ViewFinder и The Invincible, которые воплощали странные крайности. Первая была пусть неидеальной, но изобретательной головоломкой с поверхностным сюжетом. The Invincible, в свою очередь, предлагала отличную научно-фантастическую зарисовку, но в плане занятий ограничивалась бродилками с разговорами. Talos Principle 2 — лучшее от двух миров: и продуманный сборник головоломок, и хороший Sci-Fi-сюжет. «Талос» замахивается на множество заумных тем, но делает это ненавязчиво, а все разговоры разбавляются интересными задачками. Да и без сюжета головоломки хороши: механики подвозят регулярно, а сложность аккуратно, но неотвратимо растет. В общем, Talos Principle 2 — отличная головоломка и одна из лучших игр этого года.
Вдогонку: на всякий случай предупреждаю, что игра может быть суровой к новичкам. По идее, и сюжет оригинала объясняется, и обучение знакомит с фундаментом. Но для понимания сюжета лучше прийти с багажом из первой части. Да и задачки быстро начинают испытывать вас на остроумие.


90
Talos Principle 2 — масштабный сборник головоломок и, вдобавок, недурная научная фантастика. Сюжету свойственна тяга к пафосу, однако местные размышления не особо навязчивы и регулярно перебиваются разнообразными задачками. Что до испытаний для игрока, то здесь полно головоломок, а кроме того авторы постоянно вносят новые идеи и наращивают сложность. В итоге получается гармоничная игра, где повествование и механики отлично уживаются друг с другом. Как ни странно, такое встречается куда реже, чем хотелось бы.

Обзор написан по копии игры для ПК, предоставленной редакции издателем.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
7 комментариев, 38 990 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
TiR — 04.12.2023 в 19:22
Серебряный охотник за трофеями
16
Немножечко подзабросил игру, ибо сложность загадок почти не растет даже спустя пол-игры, да и куча новых релизов мешает. Но в целом игра великолепна и грамотно мешает повествование с геймплеем, не успеваешь уставать ни от первого, ни от второго.
ContrWF — 04.12.2023 в 23:45
Бронзовый охотник за трофеями
0
TiR, если пойдешь решать головоломки за золотыми вратами, ещё вспомнишь с теплотой сложность основных головоломок
TiR — 05.12.2023 в 12:07
Серебряный охотник за трофеями
0
ContrWF, вот и славно.
ContrWF — 04.12.2023 в 23:41
Бронзовый охотник за трофеями
0
Сообщение от James_Harlan
Amfiray — 05.12.2023 в 17:06
Начинающий охотник за трофеями
10
Прекрасная игра, но показалась легче первой части. В то, что я поумнел за 5 лет с тех пор, как в неё играл, ни за что не поверю, выходит пожалели игрока.
ContrWF — 05.12.2023 в 22:51
Бронзовый охотник за трофеями
0
Сообщение от Amfiray
В то, что я поумнел за 5 лет с тех пор, как в неё играл, ни за что не поверю
В том то и дело, что да. За 5 лет игр можно наиграть прилично, и наверняка в этих играх встречались различные головоломки, или они в целом были подобного жанра. Опять же опыт прохождения первой части, геймплей которой не сильно эволюционировал в сиквеле, дает о себе знать. Если к примеру, пройти первый Portal, а затем засесть за второй, то он тоже, наверняка, покажется легче
TracerMax — 10.12.2023 в 05:31
Начинающий охотник за трофеями
10
Как по мне разработчики перегнули с такими большими локациями. Автор статьи прав - порой приходится пробежать всю карту, а то и не раз, чтобы понять как решить статую. Это прилично удлиняет прохождение.

Сами же загадки порадовали, не сверхтяжелые (хотя и такие есть), но и не очевидные, очень интересно решать. Но вот, выбивая платину, я задолбался, конечно, перепроходить игру несколько раз