The Invincible
Обзор Invincible
James_Harlan
293
Адаптация произведения — тема для обсуждения неисчерпаемая. Особенно если мы берем не только привычные экранизации (книга → кино), а вообще все виды перехода сюжета из одного агрегатного состояния в другое. Например, от книги к игре, а следом — сериал. И среди критиков постоянно разгорается спор: насколько очередная адаптация верна первоисточнику? В не самых вдумчивых дискуссиях всё сводится к бессмертному аргументу «Книга лучше». Хотя у каждой формы искусства есть свои особенности и при адаптации неизбежно что-то меняется. А если новое произведение слишком дотошно следует за оригиналом? Именно такой вопрос мне подбросила игра по мотивам «Непобедимого» (Invincible). Только имеется в виду не эти ваши комиксы с супергероями, а одноименный роман писателя-фантаста Станислава Лема. Давайте посмотрим на игру.



Сюжет отправляет нас в мир старомодной научной фантастики
, где человечество вдумчиво исследует галактику, попутно размышляя над философскими вопросами. Небольшая команда из шестерых ученых получает задание изучить пустынную планету Регис 3. Четверо из них высаживаются на поверхность, а наша героиня, астробиолог Ясна, вместе с главой экспедиции дежурит на орбите. Но связь теряется и, за неимением лучшего варианта, мы отправляется следом за товарищами.



Здесь я сломаю привычную последовательность и расскажу сначала про игровую часть. Invincible представляет собой простенькую бродилку-говорилку в стиле Firewatch, What Remains of Edith Finch и иже с ними. То есть мы ходим среди красивых декораций, исследуем всякие детали и слушаем диалоги между Ясной и начальником. Каких-то выделяющихся и выдающихся игровых элементов здесь нет, разве что Invincible предлагает выборы, от которых будет зависеть судьба команды и финал всех странствий. Бедновато...

Вот теперь перейдем к сюжету. Как я описывал ранее, книга «Непобедимый» представляет собой старомодную «твердую» научную фантастику. То есть размышляет над гипотетическими ситуациями, а не скатывается в бластеры, мистическую энергию и прочую космооперу. Перед героями стоял вопрос: почему на Регис 3 жизнь так и осталась в океанах, хотя у нее были миллионы лет для покорения суши? И если существовала некая угроза, то почему ее не получается обнаружить? Правда, в книге Лем больше внимания уделял роботам и машинам, чем персонажам. Это не делало их плохими, но всё же книге не хватало ярких и глубоких характеров. Автору куда интересней была загадка планеты Регис 3, чем те, кто ее исследовал.



Как игра Invincible подходит к сюжету книги? Место действия и его тайна почти полностью позаимствованы из первоисточника, а вот странствия героини придуманы разработчиками. Но соотношение старого и нового не в балансе: первое безоговорочно доминирует. А, значит, если вы знакомы с оригиналом, то сюжет игры мало чем удивит. Что досадно, ведь авторы могли иначе расставить акценты и уделить больше внимания персонажам. Но всё же Invincible по-своему интересна. Как я уже говорил, здесь есть вариативность и финал зависит от выборов. Лучшая концовка отталкивается от того, что вы поняли основную идею оригинала: во Вселенной полно самых разных обитателей, и они могут существовать по совершенно иным законам. А человечеству лучше бы хорошо разобраться в ситуации, а не размахивать дубиной. Это, конечно, очень грубый пересказ, но дальше уже идут спойлеры. Так что общий посыл книги игра улавливает хорошо.


Впрочем, близость к оригиналу вредит и по другому поводу. Авторы подают историю по-книжному, а не как принято в играх или кино. То есть слишком часто бывают ситуации, когда вы стоите и смотрите на декорации, пока героиня со своим начальником обсуждают теорию по радио. Такой «чистый» диалог уместно смотрелся бы именно в литературе, но никак не в игре. Все же в такой интерактивной среде надо занимать не только уши пользователя, но и его беспокойные руки.

Вот теперь выходим на заключение. Эх, очень противоречивые ощущения вызывает Invincible. Как дань уважения старой научной фантастике в целом и творчеству Лема в частности — отлично. Основную загадку и размышления бережно перенесли и нигде не переврали, а вдобавок обернули всё в ретро-стилистику: красивые пейзажи пустынной планеты и «аналоговая» техника в стиле 50-60-х. Однако Invincible слишком близко держится к литературе, а не к игре. Игровую часть так и тянет обозвать интерактивной аудиокнигой: бродим и слушаем диалоги (иногда можно и глаза закрыть). И здесь зарыт главный парадокс Invincible: игра настолько верна первоисточнику, что это мешает ей быть вещью в себе.


P. S. И всё-таки мы прикатились к аргументу «книга лучше»? Иронично, но да. Игра едва дополняет оригинал и не предлагает совершенно иной взгляд на сюжет. Тогда читаем оригинал? Я бы скорее посоветовал обратить внимание на другие книги Лема. Лучше всего для начала взять «Звёздные дневники Ийона Тихого». Кратко, остроумно и с хорошей насмешкой над самомнением человечества.


75
Invincible – интересный пример того, как верное следование первоисточнику может навредить новому произведению. Игра хорошо передает идею книги «Непобедимый» Станислава Лема и бережно воспроизводит стилистику старой научной фантастики. Но механически это бродилка-говорилка, которая не предлагает ни увлекательного геймплея, ни особой сюжетной постановки.

Обзор написан по копии игры для ПК, предоставленной редакции издателем.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
11 комментариев, 51 623 просмотра
Подождите, идёт загрузка...
Blacklion887 — 02.11.2023 в 18:44
Newsbusters
10
Обязательно ознакомлюсь на PS5.
"Непобедимый" - любимая книга Лема )
Maxim303 — 02.11.2023 в 18:50
PREMIUM
10
Обзор за обзором! Спасибо за труды! Книгу не читала, но поиграть захотелось)
Silent-hiller47 — 02.11.2023 в 19:57
Золотой охотник за трофеями
10
О Леме имею представление по занудно-монотонному Голему 14 и по киношным Солярисам. Разрабы Непобедимого видимо пошли путём наименьшего сопротивления, наваяв очередной симулятор ходьбы. А жаль. По аналогии вспоминается Conarium, который якобы имел неплохой потенциал игроизации Лавкрафта. Но вышло, что вышло.
DonkeyKong — 02.11.2023 в 23:06
Начинающий охотник за трофеями
20
Silent-hiller47, У Лема помимо упомянутого тобою Голема есть очень сильные вещи. Для меня знакомство с автором состоялось с "Рассказов о пилоте Пирксе" и "Звëздных дневников Йона Тихого". Я сразу влюбился. Фантаст старой школы, для которого сама по себе фантастика не цель, а антураж, в рамках которого он доносит до читателя своë философское видение мира, настоящего, будущего
Silent-hiller47 — 02.11.2023 в 23:52
Золотой охотник за трофеями
6
DonkeyKong, кстати, вспомнил, "Показания пилота Пиркса" тоже смотрел.
Я понимаю, что у него много чего ещё есть. Тот же Насморк у меня на очереди. Про философствование я заметил по тому же Голему. В процессе его чтения у меня сложилось впечатление, что автор использовал повествование от лица компьютера напрямую для выражения своего мнения о ситуации в мире на тот момент. Без особой конспирологии и интерпретаций. Это конечно как концепция выглядит вполне оригинально, но сам роман очень невнятный в контексте сюжета. Я не ставлю крест на всём Леме из-за этого, как многие думают крайностями. Просто констатирую своё мнение. Вероятно в будущем прочту что-то ещё из его работ как будет настроение.
FoReaL1203 — 02.11.2023 в 21:39
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Думаю , может Signature Edition прикупить , игра выглядит привлекательной.
DonkeyKong — 02.11.2023 в 23:18
Начинающий охотник за трофеями
32
Бродилка-говорилка..... Эх. Ну, ожидаемо, наверно. Хотя можно было действительно выйти за рамки книжного первоисточника и придумать что-то более интересное в плане игрового процесса. Чтоб тот самый океан поисследовать, придумать, чтобы там зародилась своя разумная жизнь, а затем, объединившись с ней, дать бой машинному Рою. Какую-нибудь стратегию что-ли, или вообще сплав жанров. Да много чего там можно было придумать. Использовать роман как фундамент, и добавить своë. Но это, конечно, легко нам рассуждать. Имеем что имеем
Kurobe — 03.11.2023 в 11:00
Бронзовый охотник за трофеями
0
Спасибо. По трейлерам так себе и представлял... Чуда не произошло.
JeryKid — 03.11.2023 в 17:19
Бронзовый охотник за трофеями
36
Какая же крутая стилистика у игры, судя по всем футажам и скринам.
NX094 — 04.11.2023 в 11:26
Деревянный охотник за трофеями
0
Немного не в тему, но. Почему онлайн трофеи в последнее время помечены как оффлайн? PSN не у всех же работает
Vadim — 04.11.2023 в 21:11
Золотой охотник за трофеями
0
*это бродилка-говорилка, которая не предлагает ни увлекательного геймплея, ни особой сюжетной постановки.* - 75 баллов, потому что книга была хорошая!) Узнаю Харлана сразу))