Дивный мир ушек и хвостиков: Обзор Utawarerumono: Mask of Deception


В 2003 году на персональных компьютерах появилась игра Utawarerumono, впоследствии заслужившая аниме-адаптацию, прозванную отечественными фансабберами «Прославленный». Что, в общем-то, соответствует. Буквально это название значит «Тот, о ком слагают легенды». Эта игра была вполне обычной для того времени, когда мы охотились за «японской тактикой» с эротическими сценами — основной игровой процесс предлагал нам сидеть у экрана и часами читать тонны текста, будто книгу, просматривая картинки и фактически не участвуя в принятии решений. Время от времени, потоки текста прерывались простейшими походовыми сражениями, которые даже тактикой было стыдно назвать, ведь у персонажей были только две опции: перемещаться и действовать (обычная атака, исцеление или магия). В Mask of Deception тактическая составляющая более современна, но не способна удивить искушённых поклонников жанра.
Что предельно радует — все диалоги в игре озвучены. Сообщения, видимые игроками, делятся на три вида: диалоги, монолог главного героя, и описание происходящего/местности. Первые два типа сообщений сопровождаются озвучкой! На этом определённо не экономили.
Начало новой игры очень похоже на оригинальную, только здешний герой не носит маску, которую невозможно снять. Кто играл в Utawarerumono или смотрел аниме-адаптацию, должен помнить, как Хакуроро, впервые увидев пушистый хвостик Эруру, потрогал его руками. Реакция была милейшей и весьма предсказуемой — как и во многих аниме/играх про девочек с хвостиками и ушками, фурри, хвосты являются практически эрогенной зоной, и прикосновения к ним считаются очень интимными. Аналогичная сцена ожидает вас в начале Utawarerumono: Mask of Deception. В том числе, в её аниме-адаптации 2015 года.


Вот как-то так! Аниме 2006 года (на основе оригинала) и аниме 2015 года (на основе Mask of Deception), соответственно.
Знакомство с оригинальным приключением 2003 года не является строго необходимым для понимания происходящего в Mask of Deception, но оно определённо желательно. Дело в том, что пусть пресс-материалы и не особо настаивали на этом (их содержание я ещё затрону ниже), но перед нами прямое продолжение игры 14-летней давности. Куон — дочь Хакуроро и Юдзухи из первой части, и она не просто так называет своего нового знакомца Хаку, сокращением от имени отца, что вошло в легенды племени тускуру. Также Куон неоднократно вспоминает других героев Utawarerumono, в том числе своих приёмных матерей/сестёр — Эруру, Аруру и других. Да, у Хакуроро было много жён, ведь он счастливый герой эротического SRPG-гаремника, не забываем. А семейные особенности в мире Utawarerumono заслуживают отдельного трактата.

На картинке выше можно увидеть несколько лиц из первой части сериала. Они появляются и в Mask of Deception.

Разумеется, я не буду вдаваться в подробности и огорчать тебя, читатель, спойлерами. Но большинство странных и непонятных моментов, которых за первую половину игры накопится целый сундучок, будут объяснены в последствии. А некоторые — в продолжении, Mask of Truth. Сценарий и диалоги являются самой сильной стороной игры, за которую её хочется исключительно хвалить. Не каждая визуальная новелла сможет удержать игрока у экрана на пять дней подряд, и зацепить настолько, что после получения платины он сразу переключится на продолжение. Ведь этому жанру свойственно утомлять большими объёмами текста и хитрыми переплетениями. Иные из них напоминают некоторые культовые произведения, например, Code Geass.



Отголоски оригинальной эроге будут здесь от самого начала, и вплоть до завершения пост-гейма. Наследие,
от которого трудно избавиться. Да и не нужно, откровенно говоря.
Во-первых, чертовски забавно наблюдать за контрастом между главными героями. Хаку — это обычный парнишка, как я или ты, читатель. Он из подобного нашему мира, где люди не обладают хвостиками и ушками, а их физическая сила зависит от тренированности каждого, где нет гигантских всепоедающих и бессмертных слизней, огромных хищных сороконожек, тёмной магии и феодальных времён в средневековом их представлении. Для него в диковинку, когда хрупкая с виду девчонка, Куон, поднимает семь тяжёлых мешков с зёрнами, будто они по весу равняются кастрюле с супом, а не мотоциклу с коляской.
В свою очередь, в мире Куон силой особо не удивишь, даже такой определённо выходящей за рамки разумного, как у неё самой — всё-таки не стоит забывать, чья она дочь и какие силы в себя впитала при рождении. Зато умение Хаку решать арифметически задачки в уме поражают девушку, ведь для неё обычные сложение и вычитание нескольких чисел — уже «сложные примеры высшей математики». В мире Utawarerumono одинаково сильны и мужчины, и женщины, даже многие дети могут превосходить способностями силача из нашего мира. Не говоря уже о способностях к магии. Малютка Неконе, которой не дашь более двенадцати-тринадцати лет, уже вполне сформированный боец поддержки, обладающая навыками исцеления ран.
Во-вторых, на протяжении всей истории, вплоть до пост-гейма и его финала, игрок будет ловить себя на контрастирующих впечатлениях. Здесь нет как таковой эротики, перед нами «ванильная» визуальная новелла, лишённая сексуальных сцен, в отличие от оригинальной игры 2003 года. Однако, здесь огромное количество пошлых моментов с намёком на эротику — события, диалоги, комментарии персонажей и главного героя. Ушки и хвостики эроге торчат из каждой щели, начиная с первых минут приключения. Казалось бы, это может раздражать. Но нет! Большинство эротических и пошлых моментов являются главными источниками хорошего настроения, потому что переведены сценаристами в категорию шуток, причём вовсе не за триста. Вообще с юмором у игры всё хорошо, как и со сценарием. А вот не очень хорошо с боевыми сегментами.
— Что же, я рассчитываю и на
твою помощь, босс.
— Пожалуйста, вот не называй меня так…
— Хм, но, похоже, ты главный в вашей группе. А значит, имя тебе нужно соответствующее. Как на счёт Большой Мужик? Или Начальник?
— … Знаешь, что? Босс — вообще отличненько.
— Пожалуйста, вот не называй меня так…
— Хм, но, похоже, ты главный в вашей группе. А значит, имя тебе нужно соответствующее. Как на счёт Большой Мужик? Или Начальник?
— … Знаешь, что? Босс — вообще отличненько.
На минутку хочется вернуться к пиар-кампании игры, прежде чем говорить о второй стороне маски. Когда компания Atlus продвигала проект на западном рынке, Utawarerumono неоднократно позиционировалась как тактическая RPG, а не визуальная новелла с соответствующими элементами. Такой подход вполне ожидаемо нарушил восприятие проекта широкой аудиторией, не знакомой с оригиналом, который был такой же визуальной новеллой с примитивными двухкнопочными сражениями, сделанными строго для разбавления игрового процесса. Так вот, воспринимать Utawarerumono как тактическую игру нельзя ни в коем случае, вы только разочаруетесь.
Боевая система внешне и похожа на типичную тактику — поле разделено на клетки, персонажи двигаются поочерёдно, в зависимости от показателя их скорости, могут атаковать, применять различные навыки, исцелять соратников, бить врагов магией и даже использовать преимущества своего положения на карте. Но всё это настолько упрощено, по сравнению именно с тактическими играми, вроде Final Fantasy Tactics, Jeanne D.Arc, Disgaea другими, что называть происходящее тактикой не поворачивается язык. Просто походовые сражения с видом сверху.

Интересно выглядит и система с призывом фамильяров избранными соратниками. Например, Урууру и Сараана, в случае получения или нанесения большого урона, призывают тёмного мотыля Mothmoth. А Неконе призывает маленькую куклу в начале сражения, и большую — если получит критический урон. Эти фамильяры умеют неплохо отвлекать противников, принимая удары на себя, что может спасти героев от гибели. Согласитесь, если противник, в том числе босс, использует свой коронный приём на какую-то призванную куклу, неспособную даже атаковать, вместо того, чтобы испепелить несколько ключевых бойцов — это основательный профит.

Вот так выглядит выбор, который предлагает игра. Мы не влияем на развитие событий, а лишь выбираем порядок их просмотра. Так было и в первой игре. Откровенно странное решение.
Более-менее тактическими, то есть требующими от игрока планирования и грамотного использования имеющихся ресурсов, станут сражения в пост-гейме. Но достигается это не при помощи хитрых карт или появления новых механик, а только из-за повышения сложности, что влечёт за собой увеличение уровней врагов, со всеми вытекающими. Противники становятся сильнее персонажей игрока, и нас буквально вынуждают продумывать свои ходы, с умом жертвовать одними персонажами и спасать других, хитро подводить бойцов к противникам и устраивать ловушки для боссов. Я вижу это так: разработчики решили не мудрить с сюжетными боями и сделали их простыми, чтобы игроки могли наслаждаться крутой историей, а для поклонников тактики сделали пост-гейм с шестнадцатью заданиями. И это не плохо, если вы изначально принимаете игру такой, как она есть — визуальной новеллой с элементами тактики, а не наоборот.


Несколько слов хочется сказать о трофеях, раз уж я добился платины в этой игре и иду к таковой в продолжении, Mask of Truth. Перед нами практически идеальная платина, которую получаешь без миллиона лишних и рутинных действий, но за полное прохождение игры. Всего несколько трофеев могут сбить с толку, но все они получаются по мере игры. Так, есть трофей Kamunagi of Chaining, который требует провести все-все возможные комбинации ударных цепей. Что это значит? У каждого приёма может быть от двух до шести (включая Final Strike) уровней цепочки, и трофей требует выполнение каждого из этих уровней по отдельности. Нужно завершить цепь на первом, втором, третьем, четвёртом, пятом и шестом ударах. Тогда она считается выполненной для трофея. Повторить со всеми приёмами. Муторно, но не сложно, и советую записывать выполненные приёмы в Excel или блокнотик.

Вот так выглядел мой трек-блокнот, когда я проходил Mask of Deception. Во второй части такого муторного трофея нет, но появились другие, ему на замену, а боевая система слегка «апгрейднулась».
Kamunagi of Chaining — это единственный трофей, требующий немного дополнительных усилий. Ещё один, доведение персонажа до пятидесятого уровня, получается сам собою после прохождения всех шестнадцати сражений пост-гейма. К слову, это хороший трофей, потому что персонаж 50-го уровня на файле-сохранении обеспечивает получение крутого предмета в Mask of Truth! Также крутой предмет можно получить, если в команде будет персонаж с полность. прокачанными характеристиками, но вот это уже очень муторная задача.
75
|
Utawarerumono: Mask of Deception — это очень интересная и увлекательная визуальная новелла, история которой способна увлечь на полсотни часов, и заставить моментально пойти в магазин за продолжением, Mask of Truth. Здесь потрясающий мир, скрывающий много интересных тайн, главная из которых — его происхождение. Однако, если вы придёте в игру за тактическими сражениями, то совершите большую ошибку. Все сюжетные битвы очень простые, даже на высокой сложности, а ваши тактические навыки могут пригодиться только в пост-гейме. Стоит ли оно того? Нет. А вот если вы пришли за визуальным приключением, принимая походовые сражения лишь как способ отвлечься от чтения стены текста, в таком случае вы обратились по адресу. И награда будет щедрой. |
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции компанией «Бука».
собрали 5 333 из 300 000 рублей
17 комментариев, 37 138 просмотров
Сортировка
Нет сортировки
Старые вначале
Новые вначале
Лучшие вначале
Подождите, идёт загрузка...
Gilaruil — 24.10.2017 в 20:39
Охотник за постельными сценами
Спасибо за обзор, было интересно почитать про серию, о которой не
знаешь ровным счетом ничего. Может, даже аниме гляну, я
неискушенный в этом жанре, пока мало что видел. Позволю себе
поправить автора "удар получится критичным" - наверно, критическим.
Но это не критично)
Varyag_Ericsson — 24.10.2017 в 20:52
Nippon Ichi Fan
Varyag_Ericsson — 24.10.2017 в 20:50
Nippon Ichi Fan
Gohapsp — 25.10.2017 в 11:42
Бронзовый охотник за трофеями
Varyag_Ericsson — 26.10.2017 в 19:31
Nippon Ichi Fan
Gohapsp — 27.10.2017 в 15:32
Бронзовый охотник за трофеями
Эх, печально. Ну, все мы знаем что большинство из нашего
отечественного СМИ так скажем... ну не очень
. Им только
свежие новинки ААА-уровня подавай, и нашумевшие серии а-ля
тот же AC или COD. На Стратеге в этом плане куда
больше разнообразия, а отсюда и качественного контента в целом.

Xapoko — 24.10.2017 в 21:48
Бронзовый охотник за трофеями
Старое аниме оставило приятные воспоминания. Ознакомлюсь пожалуй.
BORLAHD — 25.10.2017 в 12:55
Пластмассовый охотник за трофеями
Отличный обзор! Захотелось пересмотреть аниме, да и с игрой тоже
ознакомиться. Эта игра заканчивается сюжетом второго сезона ?
RoboKy — 25.10.2017 в 16:25
Бронзовый охотник за трофеями

Материал показался мне несколько путанным и недостаточно
информативным. Однако общие акценты расставлены на мой взгляд
правильно и общее представление о происходящем в игре читатель
получит.
Разве что на месте игрока, знакомого с оригиналом 2003 г., я бы не стал ожидать особых откровений от игрового сценария, по причине слишком глубокого крена в кавайную повседневщину, чрезмерную перегруженность современными анимешными стереотипами и шаблонами и спорными повествовательными решениями от автора сценария.
Разве что на месте игрока, знакомого с оригиналом 2003 г., я бы не стал ожидать особых откровений от игрового сценария, по причине слишком глубокого крена в кавайную повседневщину, чрезмерную перегруженность современными анимешными стереотипами и шаблонами и спорными повествовательными решениями от автора сценария.
Varyag_Ericsson — 25.10.2017 в 18:21
Nippon Ichi Fan
О, а какой информации, на твой взгляд, материалу не хватает? Я
часть оставил на второй обзор + на потенциальный текст о мире в
целом.
Прямо перед Mask of Deception я перепрошёл оригинал в этом ужасном 640х480, и не сказал бы, что в новой игре всё кавайнее и шаблоннее. Выдержано всё в стиле оригинала, пусть и с некоторыми "новыми веяниями". Идею мира просекаешь довольно быстро, круто интриговать не получается, вот это да. Но в целом повествование, если не сильно акцентировать внимание на затянутой первой половине, вышло просто отличным. То есть, поклонникам качественных фэнтезийных сценариев я бы игру рекомендовал к ознакомлению.
Прямо перед Mask of Deception я перепрошёл оригинал в этом ужасном 640х480, и не сказал бы, что в новой игре всё кавайнее и шаблоннее. Выдержано всё в стиле оригинала, пусть и с некоторыми "новыми веяниями". Идею мира просекаешь довольно быстро, круто интриговать не получается, вот это да. Но в целом повествование, если не сильно акцентировать внимание на затянутой первой половине, вышло просто отличным. То есть, поклонникам качественных фэнтезийных сценариев я бы игру рекомендовал к ознакомлению.
RoboKy — 25.10.2017 в 23:11
Бронзовый охотник за трофеями

Varyag_Ericsson, ну к примеру обзор не акцентирует внимания
даже на самых базовых положениях общего сюжета, по этому у читателя
может сложится впечатление, что игра продолжает идейно традиции
оригинала и играть мы будем снова за "попаданца" на позиции
местечкового князька, с акцентом повествования на политику и
дипломатию. А в случае c MoD это совсем не так. И, меня лично, не
порадовало. Так же в обзоре не нашлось места для отражения основных
идей, которые автор сценария в довольно явном виде пытается донести
до своего читателя. Что довольно странно для материала про игру,
которой вменяют серьезные литературные достоинства. И прочее.
По боевой системе: была подробно прописана ситуационная система "фамилияров". А вот система резистов, фанатизма, "скрытых критов" и "реверсалов", которые с игроком случаются каждый ход почему-то совсем не рассматривается. Ну и приведение довольно сломанной в плане баланса FF:T как эталона тактической игры само по себе забавно.
Я не могу согласится, что игра выдержана прям в стиле оригинала, на для аргументированной дискуссии по этому вопросу мне придется апеллировать к конкретным ситуациям, что чревато спойлерами. По этому я просто выскажу мнение, что MoD в повествовательном плане от оригинала отличается сильно, а WoT наоборот, пытается исправить ситуацию. Но скорее всего будет правильно рассматривать эти две игры как одно произведение, пусть в двух томах. Все же рекомендовать эту игру нужно для любителей качественного японского фентази С некоторыми оговорками, оно в этой категории выступает сильно. Не в последнюю очередь от того, что общая планка там прискорбно низкая.
По боевой системе: была подробно прописана ситуационная система "фамилияров". А вот система резистов, фанатизма, "скрытых критов" и "реверсалов", которые с игроком случаются каждый ход почему-то совсем не рассматривается. Ну и приведение довольно сломанной в плане баланса FF:T как эталона тактической игры само по себе забавно.
Я не могу согласится, что игра выдержана прям в стиле оригинала, на для аргументированной дискуссии по этому вопросу мне придется апеллировать к конкретным ситуациям, что чревато спойлерами. По этому я просто выскажу мнение, что MoD в повествовательном плане от оригинала отличается сильно, а WoT наоборот, пытается исправить ситуацию. Но скорее всего будет правильно рассматривать эти две игры как одно произведение, пусть в двух томах. Все же рекомендовать эту игру нужно для любителей качественного японского фентази С некоторыми оговорками, оно в этой категории выступает сильно. Не в последнюю очередь от того, что общая планка там прискорбно низкая.
Varyag_Ericsson — 26.10.2017 в 14:25
Nippon Ichi Fan
Политика и дипломатия тут есть, пусть на них и не поставлен такой
акцент. Тем не менее, я бы не сказал, что эта игра в качестве
своего повествования сильно уступает оригиналу, который: а) был
перегружен фансервисом не меньше; б) был растянут и размазан едва
ли не больше; в) страдал от массы скучных и ненужных сцен.
В игре нет скрытых критов, а про систуме работы крита я как раз написал. Про реверсалы вот нет, ты прав.
Конкретные ситуации отличаются, где-то в пользу МоD, где-то — оригинала. При прохождении обеих игр я испытывал чувство WTF примерно в равной степени. Обеим играм удалось меня огорчить отдельными моментами (не сюжетно огорчить грустными поворотами, а огорчить в плане проработки), и обеим же удалось восхитить. МоТ работает как миксер МоD и оригинала, и справляется, пока что, лучше "первого тома". Посмотрю, что будет в итоге.
Расписывание идей, которые вкладывал автор, мне показалось слишком спойлерным, пусть и не прямо, но косвенно. Потому я срезал дыва абзаца в обзоре и не публиковал их
В игре нет скрытых критов, а про систуме работы крита я как раз написал. Про реверсалы вот нет, ты прав.
Конкретные ситуации отличаются, где-то в пользу МоD, где-то — оригинала. При прохождении обеих игр я испытывал чувство WTF примерно в равной степени. Обеим играм удалось меня огорчить отдельными моментами (не сюжетно огорчить грустными поворотами, а огорчить в плане проработки), и обеим же удалось восхитить. МоТ работает как миксер МоD и оригинала, и справляется, пока что, лучше "первого тома". Посмотрю, что будет в итоге.
Расписывание идей, которые вкладывал автор, мне показалось слишком спойлерным, пусть и не прямо, но косвенно. Потому я срезал дыва абзаца в обзоре и не публиковал их

RoboKy — 26.10.2017 в 16:08
Бронзовый охотник за трофеями

Опять же вопрос скучности и ненужности сцен опять же субъективен
без конкретных примеров, но к примеру все важные сцены для
понимания подоплеки глобальных событий в MoD висят строго на одном
персонаже, визиты к которому случаются очень нечасто. Все
остальное, это сплошная вереница бань, личных батхертов и кавайной
повседневности, которая строго говоря нужна по большей части для
того, что бы показать последующий личностный рост протагониста по
мере развития сюжета. Даже военная компания, которая в игре имеет
место быть очень короткая и нелепая. Да, этому есть объяснение, но
от этого не легче.
Я с вами не согласен по поводу отсутствия скрытых критов в игре. Более того, с вами здесь не согласна даже сама игра = в игре MoT в обучающем положениям игровой механики режиме Munechika's Trials 15 миссия имеет название "HIDDEN CRITICALS!". И фреймгейм там довольно жесткий, что в принципе делает каждый ход игрока интересным.
Ну просто если возвращаться к рецензии, то вы просто сообщаете читателю что книга - "хорошая", то есть апеллируете к своему авторитету. Но читатель не получает даже самой базы, которая позволит решить, покупать эту книгу или нет. Понятно, что это фентази, но не очень понятно какое - авантюрное, юмористическое или эпическое. А может быть вообще темное или абсурдно-пародийное.
Я с вами не согласен по поводу отсутствия скрытых критов в игре. Более того, с вами здесь не согласна даже сама игра = в игре MoT в обучающем положениям игровой механики режиме Munechika's Trials 15 миссия имеет название "HIDDEN CRITICALS!". И фреймгейм там довольно жесткий, что в принципе делает каждый ход игрока интересным.
Ну просто если возвращаться к рецензии, то вы просто сообщаете читателю что книга - "хорошая", то есть апеллируете к своему авторитету. Но читатель не получает даже самой базы, которая позволит решить, покупать эту книгу или нет. Понятно, что это фентази, но не очень понятно какое - авантюрное, юмористическое или эпическое. А может быть вообще темное или абсурдно-пародийное.
Shinigamy-Soul — 26.10.2017 в 16:13
Металлический охотник за трофеями
Стоит ли смотреть это аниме, и если да, то какое?? Годное ли оно, и
почему я о нем ничего и никогда не слышал, а ведь с много
малоизвестного видел!!