There Is No Light
Обзор There Is No Light: когда хардкор способен увлечь даже казуала
Gustavus
224
There Is No Light – это новинка от скромной российской команды Zelart, которую даже «студией» назвать сложно, поскольку в ней состоит менее десяти разработчиков, трудившихся над игрой удалённо. Почти для всех свои авторов – от композитора и иллюстратора до аниматора и дизайнера – There Is No Light стала карьерным прорывом и важным пунктом в портфолио. Прежде они, в основном, делали всякое-разное по заказу, а теперь сами под руководством Артёма Зеленова (потому и «Zelart») определили облик игры. Причём процесс разработки не был простым: даже визуальный дизайн There Is No Light пришлось переделывать несколько раз. Но результат наверняка стоил усилий, потому что игра получилась мало того что технический качественной, так ещё и весьма запоминающейся.

There Is No Light – это двухмерная пиксельная альтернатива Devil May Cry. Это фэнтезийное фанфик-продолжение Metro 2033. Это изометрическая постапокалиптическая Castlevania. Это политически злободневный наследник Dark Souls. There Is No Light – всё это сразу, но при том она самобытная: с собственными недостатками, множеством неоднозначных деталей и рядом ярких, мощных достоинств.


Помимо прочего, у There Is No Light интересный визуальный стиль и хорошая детализация окружения

Крутись как хочешь. Побеждай и выживай. Сказку никто не обещал

Главный герой There Is No Light путешествует по подземному миру, полному как причуд, так и чудовищ, чтобы вернуть свою похищенную жену и сына и заодно отомстить убийцам матери. Будучи избранным весьма остроумной и циничной Смертью, которая явно преследует собственные интересы, он одолел годовой «курс молодого бойца» и превратился в действительно сильного воина. Теперь ему предстоит кардинально изменить судьбу как своих близких, так и вообще всех существ, рас и народов, каких герой встретит на своём полном крови и боли пути. Причём основные события There Is No Light разворачиваются на полуразрушенных станциях метрополитена, а также в пещерах и туннелях между ними после какого-то апокалипсиса – прямо как во вселенной Дмитрия Глуховского. Подземные государства, гермозатворы для обороны от монстров и неугодных, а также легенды об ужасах и чудесах верхнего мира – всё это очень напоминает Metro 2033, хотя в деталях различия, конечно, серьёзны.


Удачного и уместного чёрного юмора тут столько, что хватит на пять других игр

Впрочем, про сеттинг и сюжет There Is No Light я ещё обязательно расскажу позже, а сейчас поговорим о том, как наш герой прокладывает себе дорогу к возмездию. Боевая система в этой игре базируется на обычных ударах и рывках-уворотах. Своевременно нажимая соответствующую пару кнопок и грамотно маневрируя, можно пройти почти всю There Is No Light. При этом удары (даже по разрушаемым элементам окружения) заполняют шкалу «ярости», которую дальше можно использовать для суперумений: например, оглушать монстров или атаковать их издалека. Кроме того, правильное обращение с яростью даёт выбивать из врагов сферы лечения: не слишком действенные, но всё равно очень ценные при игре на высоком уровне сложности. Иногда даже приходится атаковать монстров именно с целью пополнить здоровье, хотя результат может выйти и противоположным – вас ранят. Фанаты хардкора наверняка будут довольны.


Тут хватает и полезных кратких подсказок и интересных заметок об окружении и предыстории

На втором – более лёгком – уровне сложности менеджмент ярости становится проще и куда ближе к типичным схемам из слэшеров. Но даже тогда среди врагов хватает таких, кто может вас за секунды разобрать на запчасти. Делать рывки и применять суперумения всё равно нужно часто и точно – в том числе потому, что многие монстры не получает урона от обычных ударов, пока вы не вломите им чем-нибудь мощным. Видов противников в There Is No Light около трёх десятков: они и летают, и отравляют, и бьют по площади, и телепортируются, и стреляют, и замедляют вас, и призывают миньонов, и даже могут минировать поле боя. Когда вы сражаетесь с несколькими чудовищами разных типов, то сложность тайминга возрастает в разы, но и ощущения от таких битв порой получаются потрясающими: вы наслаждаетесь и многочисленным спецэффектами, и упиваетесь собственным мастерством. Ну либо же помираете, если не справились. Кстати, от некоторых врагов можно даже сбежать, и иногда это явно разумнее, чем принимать неравный в бой в неудобных условиях. Когда вы находитесь на узкой платформе и под ногами рушится пол, а часть противников кидает гранаты с высоких балконов и находится вне зоны вашего доступа, следует проявить здравомыслие.


Вот только скриншоты при стычках с врагами делать обычно вообще некогда!

Упорство и труд мозг перетрут. Хороши игры, в которых всего в меру

От кого точно в There Is No Light не убежишь, так это от местных боссов, хотя из-за уровней-лабиринтов и отсутствия карты вы всё равно можете пройти мимо и после долго гадать, почему сюжет не развивается. Сами же ключевые враги в этой игре почти все впечатляющие: иногда – предысторией, иногда – внешностью, иногда – поведением и боевыми умениями, а в исключительных случаях – вообще всем и сразу. Причём часть монстров (и рядовых, и особенных) в There Is No Light похожа на демонов из Shin Megami Tensei, только прошедших сквозь мясорубку и визуально приближенных к чудищам из биохорроров. В общем, враги в игре от Zelart выглядит и восхитительно, и омерзительно разом. Однако чем местные боссы бесят, так это своей неуместной толстокожестью. Порой в боях с ними ты погибаешь из-за того, что стало скучно соблюдать тайминги и избегать рисков. Вовремя совершать рывки и атаки иногда проще, чем сохранять хладнокровие и терпение, особенно если босс выдерживает более полусотни ударов. После одного такого сражения я снизил сложность и стал получать от There Is No Light значительно больше удовольствия.


Помимо прочего There is no Light радует богатой гаммой: локации и враги бывают всех цветов радуги

Возможно, чуть упростить бои против боссов способен тяжёлый двуручный меч, который герой получает после победы в одном из важнейших сражений. Помимо прочего, его можно швырять во врагов и затем отбивать, чтобы он полетел в монстров ещё раз. Однако я так и остался приверженцем стартового одноручного: с ним геймплей получается более интересным и динамичным, а усилить апгрейдами позволяют все виды оружия, в том числе и странноватые боевые перчатки. Кроме того, можно добыть щит, позволяющий копить энергию от поставленных блоков и превращать её в контратаки. Но если с ним неправильно обращаться, то он, напротив, оглушит героя.


В игре попадаются интересные дамочки, но наш подопечный верен супруге. Тут вам не Baldur's Gate

Выжать максимум из арсенала в There Is No Light довольно сложно. Зато очков для апгрейдов на уровнях спрятано более чем достаточно: на протяжении доброй половины игры у меня даже был солидный запас неиспользованных. Для всех предметов предусмотрено по шесть улучшений – уникальных, но отнюдь не экзотических. Кроме того, на оба меча, перчатки и щит можно прикрепить по одному супернавыку, которыми игрока вознаграждают за победы над крупными боссами. Последних в игре более дюжины, так что выбрать умения для слотов будет непросто. Лично я, помимо прочего, вставил туда навыки для защиты от (некоторых) падений в пропасть и для отмены кармических штрафов. Хорошая репутация в There Is No Light открывает герою дорогу к секретному боссу и влияет на концовку игры, но её можно как быстро повысить в ходе побочных квестов и диалогов, так и легко потерять: если злоупотреблять экстра-аптечками или телепортацией к месту своей недавней гибели. Впрочем, порой ты помираешь так далеко от всех чекпойнтов и волшебных дверей, что повторный забег и расчистка пути становится почти мучением.


Интерфейс и органы управления таят пару подвохов. Они удобны, но не всё очевидно

Насилие не выход! Эта игра стала бы увлекательной даже почти без сражений

Справедливости ради, исследовать мир There Is No Light весьма интересно – по крайней мере, когда ты не ходишь кругами из-за того, что заблудился, и не убиваешься пять раз подряд о сильную группу врагов. Во-первых, в игре много платформинга: за счёт рывков персонаж может преодолевать пропасти, которых в некоторых локациях очень много. Исчезающий пол, подвижные лифты, паромные переправы через подземные реки – это лишь малая часть того, что ждёт героя There Is No Light. Ему предстоит маневрировать между огнедышащими трубами с газом, прятаться от огромных и смертоносных потоков чистой энергии и убегать по канализации от неуязвимых гигантов. Запоминающимся эпизодом станет и путешествие через Тьму: в ней нужно двигать громоздкий фонарь и попутно сражаться – если вы сделаете рывок далеко в сторону или оттолкнёте источник света ударом, то быстро погибнете.


Названия некоторых локаций несут не совсем ясный смысл, если вообще какой-то несут...

Хватает в There Is No Light и более тривиальных препятствий и задачек. Периодически от вас требуют убить кого-то или дёрнуть определённый рычаг в одной области уровня, чтобы разблокировать дорогу в другой. Порой – вынуждают собирать важные артефакты из разбросанных по углам подземелья частей. Иногда – требуют понять порядок нажатия плит на полу, чтобы не призвать новую орду монстров, а открыть проход к следующей контрольной точке. Тут постоянно нужно залезать на одни уступы и прыгать с других, причём обратной дороги порой не бывает, либо же она требует заново пробежать половину уровня. Поломать голову над ориентацией в лабиринтах и выбором пути на развилках геймеру предстоит десятки раз.


Чтобы получить все достижения, игру придётся пройти дважды. Да и подглядывать в гайд будет полезно

Не обошлось в There Is No Light и без десятка побочных квестов: обычно они требуют найти чёрти где конкретный предмет или куда-нибудь его отнести – это банально, но контекст у поручений всегда интересный. На удивление годной оказалась и миссия по сопровождению и защите калеки от чудищ. Но главное необязательное развлечение в There Is No Light – поиск страниц глоссария-бестиария и маленьких паучат. Первые позволяют узнать больше о мире игры, а за вторых вознаграждают увеличением пределов здоровья и числа аптечек. Поиск коллекционок требует недюжинной внимательности, но это и к лучшему: обнаруживать потайные кнопки и проходы всегда приятно. Но есть нюанс: лично я собрал более половины всех паучат, прежде чем выяснил, зачем вообще они нужны. Аналогично получилось и с бестиарием. Причина – нелинейность There Is No Light: перед вами сразу открыто много путей, и никто не обязывает проходить локации в определённом порядке. Конечно, тут есть ключевые для продвижения по сюжету действия, но свободы всё равно предостаточно. Хотя порой вседозволенность даже мешает из-за уже упомянутого отсутствия внятной карты: в There is No Light есть лишь аскетичные схемы-списки чекпойнтов и пара поясняющих табличек в районе Центральной Станции, где и так тяжело заблудиться.


В моих руках герой умер более 75 раз. Интересна статистика: это много?

Игра является художественным вымыслом. Все параллели с реальностью абсолютно случайны.

There Is No Light впечатляет большим объёмом неоднозначного и интересного сюжета и лора, чаще всего подаваемого посредством текстов, хотя простенькие стилизованные кат-сцены тут тоже есть. После глобального апокалипсиса люди переселились под землю – в метрополитен – и создали полностью новую структуру общества с большим упором на религиозный фундаментализм. Церковь и защищает простой народ, и кормит его, но взамен требует беспрекословного подчинения – оно необходимо для выживания в суровых условиях. Когда представители власти приходят и забирают чьего-нибудь ребёнка, чтобы назвать его избранным и отправить на поверхность во имя общего блага, многие семьи воспринимают подобный акт как привилегию. Главный герой There Is No Light отнесся к предложению церкви иначе, и вы уже знаете чем это кончилось для его близких. Уместно добавить, впрочем, что культисты в ярости вырезали ещё и всю его деревню – видимо, чтобы подать пример остальным жителям подземелий и уберечь их от глупостей.


Фоторежим не предусмотрен, понятное дело, но делать скриншоты всё равно хочется постоянно

Вопреки слухам, ходящим в метро, монстры с поверхности действительно существуют. Но герой уже в самом начале игры выясняет, что церковь не борется с чудищами, а скармливает детей самым могучим из них. Всех, кто узнал эту правду, власть объявляет еретиками и устраивает на них гонения. Причём ещё до начала событий There Is No Light неподконтрольных центральной «линии партии» набралось столько, что в метро произошло подобие гражданской войны. Достоверно неизвестно, впрочем, реально ли отщепенцы кого-либо атаковали, но в целом их принято называть демонами во плоти. Для защиты от неправильно мыслящих на одном из фронтов даже был выстроен саркофаг из бетона, похоронивший как еретиков, так и строителей, а заодно ещё охранявшую объект стражу. Избавление от неугодных вообще поставлено на столь широкий поток, что категорически непонятно, как человечество в этой игре выживает: всех калечных и увечных тоже высылают с Центральной Станции, вынуждают жизнь в приграничных деревнях, рисковать встречами с еретиками и монстрами.


Саундтрек нечасто напоминает о себе. Но порой он делает сцены прям-таки фантастически классными

Беспрекословное подчинение жителей Церкви базируется в том числе и на особом наркотике, который слегка затуманивает мышление, но зато дарит энергию и чувство сытости. При этом за десятилетия до событий There Is No Light часть правящий партии ударилась в радикализм и сделала ставку на особо мощный вариант наркоты, действующий как мутаген и способный, якобы, превращать людей в более совершенные организмы. Безумных экспериментаторов выгнали, но они основали в тоннелях собственные поселения и стали этакими мифическими спасителями для всех униженных и обиженных центральной властью. Как водится в мире There Is No Light альтернативная религия и власть тоже таят уйму подвохов и, помимо прочего, намеренно ослепляют всю свою паству, но поток паломников от этого не иссякает. Зла в подземельях хватает, а вот с Добром определённо есть напряги.


Сценаристы даже подробно прописали разницу действия наркотика-мутагена на мужчин и женщин

Перечислять все большие и краткие сюжетные линии и разнообразные детали сеттинга There Is No Light можно очень долго, но спойлерить всё-всё-всё я не собираюсь. Выделю ещё лишь пару историй. Кое-где в подземелье живут полуразумные паукообразные, которые отгрызают у людей лица. Со временем герой выясняет, что жуткие внешне твари на самом деле хотят дружить с человечеством и много лет назад даже пытались заглянуть к людям на праздник, но были встречены агрессией и оружием. Осознав недостатки своей внешности пауки начали снимать лица с людей и лепить их на себя, однако мирного сосуществования всё равно почему-то не получилось. Весьма запоминающимся получился и рассказ проживающей неподалёку от Центральной Станции несчастной матери: её сын служил в страже вместе с хорошим другом и даже жил с ним в общем доме, пока информация о товариществе не дошла до офицера. После одного мужчину изгнали на окраину, а другого – казнили, и женщина так и не смогла осознать, почему...


75
There is no Light – игра нишевая и весьма специфическая. Её сеттинг, сюжет, боевая система, уровень сложности, путанные локации и внешний вид наверняка отпугнут много геймеров. Зато другим часть перечисленного (или вообще всё) способно очень даже понравиться – у There is no Light есть своё лицо, собственный стиль и весьма увлекательный игровой процесс, ради которого можно вынести разнообразные неудобства. Наградой станет запоминающееся и очень яркое приключение.

Обзор написан по цифровой версии игры для PC. Все снимки экрана, использованные в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
7 комментариев, 42 313 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
4ernovik — 27.11.2023 в 12:48
Металлический охотник за трофеями
0
Русских разрабов надо поддержать
KrepkiyChaiy — 27.11.2023 в 12:51
Охотник за Пикселям
0
4ernovik, Сейчас есть небольшая скидка на игру в 20% хотя и так, не сказать что много стоит.
4ernovik — 27.11.2023 в 13:41
Металлический охотник за трофеями
10
KrepkiyChaiy, принято. Если не получится на сайте выиграть, то надо будет приобрести
Artz — 27.11.2023 в 20:22
PREMIUM
30
4ernovik, то есть если русские разрабы делают гавно, их тоже поддерживаешь?
Считаю, что поддерживать стоит только тот проект, который показывает, что разработчики действительно пилят стоящую вещь, а не пытаются обложить геймеров несъедобной и несуразной чушью. Судя по обзору игры, проект получился весьма не плохим с интересным сеттингом и графикой. Побороться за вхождением в ТОП-10 инди игр года у этого проекта вряд ли выйдет, но главное, что у проекта явно есть душа и из-под пера разработчиков вышла не халтура. А это для меня говорит о многом. В конце концов, если разработчики не будут любить свою игру, почему игроки должны проникнуться к ней чувствами.
Желаю ребятам дальнейшего развития и быть замеченными более-менее крупными иностранными издателями и/или разработчиками, которые смогут предложить им работу
Silent-hiller47 — 27.11.2023 в 22:44
Золотой охотник за трофеями
45
Artz, абсолютли согласен. Давно тут внедрили какой-то нелепый тренд "поддержи "наших", что бы они ни сделали". Знаю некоторых "наших", которые как пилили пиксельное хрючево на одних ассетах, так и пилят. И никакое "вот сейчас наберутся денег и опыта, и сделают шедевр" к таким не относится.
4ernovik — 28.11.2023 в 04:47
Металлический охотник за трофеями
0
Artz, да что то я не припомнюпрям откровенной лажи.
Aleks_Kos — 28.11.2023 в 01:04
Алмаз неограненный
0
Есть информация о PS5-версии? Потому что в Store только версия PS4.