Terraformers
Обзор Terraformers
Stratege
192
Четвёртая планета от Солнца постоянно притягивала внимание жителей Земли. Про неё написано немало книжек, снято множество фильмов и сделано достаточно игр различных жанров. И вот, сегодня у нас очередная игра про Марс, а точнее, про его колонизацию. Пока самый богатый человек третьей планеты только планирует отправить корабль к Марсу и начать освоение, у вас есть возможность не только на словах, но и на деле доказать или опровергнуть идеи Кима Стэнли Робинсона.

Terraformers – это классическая экономическая стратегия с элементами карточной игры, рогалика и выживания. Средняя игровая сессия здесь длится в районе пары часов. Если пытаться найти аналоги, то первыми на ум приходят Per Aspera и Terraforming Mars. Однако у Terraformers есть плюс – она единственная из этих трёх игр вышла на консолях.

Тут сразу хотелось бы остановиться на управлении. Я люблю ругать стратегические игры за кривое, неудобное и неинтуитивное управление. Причём проблемы бывают как в проектах от небольших студий из пары человек, так и в играх, за которыми стоят огромные шведские издатели, не одну собаку съевшие на стратегиях. Так вот, это всё не про гостя нашего сегодняшнего обзора. Управление в Terraformers практически идеальное. Всё максимально понятно и доступно. С первых минут игры вы будете понимать, что делать, как и зачем. Для всех важных и часто используемых функций есть быстрые клавиши. Конечно, идеала не существует, я бы кое-что поменял и для PlayStation 5 добавил бы использование тачпада. Но видно, что разработчики сами играли в проект с геймпадом и делали управление, с которым приятно взаимодействовать.


Более того, играли они не только с контроллером, но и перед экраном большого телевизора. В Terraformers есть опция, которая позволяет увеличить текст. Вам не придётся ломать глаза, пытаясь прочесть, что же там написано пятым «кеглем». Правда увеличенный текст явно не тестировали на языках, отличных от английского. Так что при запуске игры на русском, помимо кривых шрифтов, вас ждёт постоянно вылезающий за рамки элементов интерфейса текст. С другой стороны, сама локализация на русский достаточно неплохая, текст переведён хорошо, и единственная проблема с ним, помимо вышеназванного, – подстановочные термины. Как в любой экономической стратегии, тут много мест, где подставлены термины из глоссария, и они почти всегда в неправильном склонении. Мелочь, но неприятная.

В остальном технических проблем нет, кроме пары визуальных артефактов на карте. Выглядит игра неплохо, тут нет 3D, всё выполнено в 2D с приятной рисовкой. Музыка также очень грамотно подобрана и настраивает на правильный и размеренный темп прохождения.

Игровой процесс достаточно простой и прозрачный. Как было сказано в начале текста, перед нами мирная экономическая стратегия. Здесь нет злобных противников и конкурентов. Основа геймплея – накопление и распределение ресурсов. Вы будете добывать ресурсы, исследовать и осваивать новые локации и, главное, превращать Марс из безжизненной пустыни в цветущую планету. Сюжета нет, зато есть несколько сценариев, которые открываются постепенно, и у каждого свои условия для победы. По мере того как вы играете, начисляют очки. С их помощью открываются новые технологии, лидеры, сценарии и уровни сложности. Есть режим еженедельного испытания, где можно соревноваться с другими игроками.


Основой игрового процесса являются карточки технологий. В начале каждого хода выпадает шанс выбрать одну такую карточку из списка случайно доступных. Есть различные возможности добыть за ход более одной технологии, но чаще всего вы получаете именно одну. Большая часть технологий – это здания, которые можно поставить в городе или на подчинённых территориях. Если у вас есть ресурсы и место для строительства, то просто «разыгрываете» карточку и получаете новое строение. Некоторые здания влияют на другие или на город в целом, так что следует располагать их с умом. Помимо зданий, есть технологии, которые после создания просто начинают работать и давать постоянные бонусы. Например, предоставляют дополнительные ресурсы каждый раз, когда вы строите новый город. Также есть третий тип технологий – космические. Основное отличие от остальных заключается в том, что их нельзя взять и построить. Даже если у вас достаточно ресурсов, сначала их необходимо перевезти на орбиту. Для этого требуются космические маршруты.

Вторым, но не менее важным элементом игры является лидер колонии. Вы можете выбрать одного из двух случайно доступных. У каждого по три навыка и одна особенность. Последняя после активации остаётся с вами, даже когда лидер уйдёт со своего поста через 10 лет – ходов. Навыки доступны, пока он остаётся на посту. Один навык общий для всех – исследование новых территорий, также есть два уникальных. Впрочем, исследование у любого лидера имеет свои бонусы – ресурсы за каждую новую изученную территорию. У кого-то дают науку, у кого-то – отношение к вам колонистов. После исследования новые локации можно присоединить к городу, если там есть свободные жители для их поддержания. На каких-то территориях можно построить города. Локации бывают с различными бонусами. Карта мира, кстати, каждый раз создаётся случайным образом.

Два других навыка намного более интересные. Один их них почти всегда – это уникальное бесплатное строение с ограничением, что каждое здание может быть возведено только раз в каждом городе. А второй навык обычно даёт ресурсы. Например, есть такие, которые за свою активацию предоставляют бесплатно пяток ресурсов, уменьшают время перезарядки станций расселения животных или позволяют «бесплатно» переработать водное месторождение в воду для марсианских океанов. Последнее ускоряет изменение климатических условий.


Терраформирование Марса – это важная первостепенная задача. У планеты есть четыре показателя терраформирования: уровень температуры, уровень океана, уровень кислорода и уровень атмосферы. Они изменяются строительством особых зданий или реализаций космических программ.

Самое простое – построить здание распространения бактерий и выпустить их в атмосферу. Они начнут каждый ход повышать уровень атмосферы и температуру. Затем можно построить здание для высаживания растений, а в конце и такое, которое позволит расселять животных. С бактериями, растениями и животными есть одна неприятная особенность. Пока вы не построите соответствующие здания, вы не сможете узнать, соответствуют ли какие-то ваши регионы требованиям для «заселения».

Уровень океана можно повысить, выкачав месторождение воды. С океаном, кстати, связана ещё одна механика – затопление территорий. Каждая локация в игре имеет высоту над уровнем океана. По мере его повышения территории будут затопляться. Причём затопить можно как важную, но безобидную электростанцию, так и целый город. Так что, занимаясь океанами, нужно не забывать вовремя стоить дамбы. Вообще, процесс терраформирования достаточно разрушительный. Вам предстоит сбрасывать ядерные бомбы на полюса и вызывать извержения вулканов с соответствующими последствиями для соседних регионов.


Вы спросите, зачем заниматься терраформированием? Во-первых, оно является целью большинства сценариев, а во-вторых, позволяет вам получить бонусные баллы поддержки каждый ход. И это, наверное, единственная спорная механика в игре. В теории баллы определяют эффективность вас как руководителя колонии. Чем лучше вы управляете колонией, тем больше их получаете. Плохо руководите – баллы начинают теряться. Если их станет меньше нуля, проект колонизации Марса закроют. И всё логично, за исключением того, что каждые несколько ходов происходит повышение ожидания, когда у вас по умолчанию появляется минус к базовому значению. В начале игры там ноль. Получая десять баллов, вы их копите, затем происходит повышение. Но вместо прибавления десяти баллов вы начинаете каждый ход терять по пять, так как ваше базовое значение стало равным «-15». Это происходит постоянно, и чем дальше играете, тем сложнее становится. Совершенно непонятным выглядит условие в 65 ходов для платины в каждом сценарии. Выиграть на 65-ом ходу намного проще, чем на 90-ом, ибо к тому моменту игра начнёт жёстко штрафовать вас. При этом ещё нет наглядности в том, как считаются эти баллы. Даже спустя пару десятков часов, проведённых в игре, вы будете иметь крайне условное понимание, как они рассчитываются и перемножаются и от чего зависит показатель ожидания колонистов.

Механика с баллами поддержки очень плохо сочетается с генератором случайных чисел, который используется здесь повсеместно. Шанс выиграть напрямую зависит от удачи. Если повезёт и на первых ходах выпадут правильные управляющие и карты, вы выиграли. Не повезло, и уже на 20-30 ходу вы поймёте, что проиграли. Игре очень не хватает какого-то режима с «запечёнными» условиями. Из-за этого рандома сложность трофеев получается максимально «кривой». Для достижения платины/1000G вам нужно завершить всё сценарии в игре на 45-ом уровне мастерства на платину, то есть за 65 ходов. И вот с этим могут быть серьёзные проблемы. Так что если вы привыкли закрывать все игры на 100%, стоит трижды подумать, прежде чем браться за неё.


85
Terraformers – отличная экономическая стратегия, которая вполне может занять фанатов жанра на пару сотен часов. Единственное, нужно быть готовым к тому, что это ещё и «рогалик» с элементами выживания. Здесь слишком много механик, завязанных на генераторе случайных чисел. Если вас это не пугает, то смело покупайте игру, она стоит своих денег. Если возникают опасения, присмотритесь к проекту на скидках.


Обзор написан по цифровой версии игры для PS5, предоставленной редакции издателем
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
5 комментариев, 40 696 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
Provisorus — 17.11.2023 в 22:15
Бронзовый охотник за трофеями
30
Огромное спасибо за обзор. Хотел взять на старте, но решил подождать обзоров.

Wait... На пару сотен часов ?!
Stratege — 18.11.2023 в 16:54
База знаний
0
Provisorus,
Для пошаговых стратегий - это нормально. Ты не замечаешь как пролетают эти часы.
warhammer82 — 18.11.2023 в 19:18
X-rays
10
Спасибо за обзор, про игру смотрел видео, и сразу возникли ассоциации с настолкой и пк версией марс терраформинг, а это очень крутая игра. Единственное что остановило от покупки, это как часто бывает... цена, но возьму обязательно. А пока поиграю


zloiqwebeck — 18.11.2023 в 21:26
Бронзовый охотник за трофеями
0
за обзор спасибо! к игре присмотрюсь
Crusader_ — 18.11.2023 в 23:52
Металлический охотник за трофеями
0
Снимки экрана с лидерами очаровали и заставили хотеть Терраформерс на PS4. Отсутствие игры на диске - огромное препятствие покупки игры(((