Spelunky 2
Обзор Spelunky 2 — Страх и ненависть в лунных катакомбах
Varyag_Ericsson
147
У сложнейших игр, как бы просто они ни были выполнены в плане игрового процесса, часто есть некий уникальный шарм. Ты понимаешь, что тратишь впустую часы реального времени, которые можно провести в более осмысленной игре, с сюжетом и прощающим ошибки геймплеем, но всё равно упорно кушаешь хардкорный кактус, скрипя зубами по пикселям или трёхмерным объектам, так или иначе «виновным» в вашей гибели. Но реальность такова: если разработчики грамотно проработали игровой процесс, то зачастую виноваты в смерти игрока не противники, препятствия и ловушки, а невнимательный мешок с костями по нашу сторону экрана.

Игра Spelunky 2 — наследница одноимённой первой части, вобравшая в себя многолетний опыт разработчиков и отзывы сообщества поклонников хардкорной спелеологии. Это классический «рогалик», не способный прощать игроков и оценивающий навыки всех своих гостей совершенно непредвзято: «Вы все отстой с кривыми руками. Попробуйте опровергнуть!» — как бы говорит игра с первого же уровня. И самое забавное, что доказывать обратное очень хочется, несмотря на достижение счётчиком смертей отметки 100 быстрее, чем равного этой цифре числа игровых минут.


Смысл игры прост: наша героиня отправилась на Луну, чтобы отыскать своих пропавших родственников. Для этого ей нужно пройти огромное запутанное подземелье, состоящее из десятков уровней, создаваемых случайным образом после каждой смерти персонажа. А это наиболее привычное состояние выбранного игроком героя в Spelunky 2, уж поверьте. Погибнуть здесь можно от всего, чего угодно, но чаще это случается по собственной глупости игрока — неверно брошенный камень может прилететь обратно и треснуть по чердаку, некоторые ловушки могут поджидать в самых неожиданных местах, и лишнее движение легко приводит к потере очков здоровья. Или жизни.


Система случайной генерации карт беспощадно издевается над игроком. Она то и дело располагает самые пренеприятные ловушки там, где они нежелательны. Например, дверь выхода может быть окружена столбами, из которых выскакивают ударные механизмы. Не успел быстро подскочить и нажать «R1», чтобы войти в двери до удара — пиши «пропало». Ловушки со стрелами, реагирующие на движение, могут оказаться на пути прыжка игрока и выстрелить до того, как появятся в зоне видимости. А подлые кроты — это и вовсе бич всей Луны, даже в более поздних уровнях враги так не раздражают, как эти зубастые скоростные комки меха.

Чем дальше продвигается игрок, открывая новые уровни и локации — пещеры, вулкан, горы, вампирскую башню и так далее, — тем более разнообразным становится окружение, тая в себе новые опасности, хитрости и врагов. Но Spelunky 2 — это не только про опасность, хоть и всегда про сложность. Высочайшую, бескомпромиссную и жестокую. На игровых локациях всегда есть чем поживиться, и зачастую эти ценности конвертируются в денежный эквивалент, который любо-дорого потратить у старика с дробовиком или у скрытного торговца. Купить можно самые полезные вещи, а реже — найти на уровне. Здесь есть шипастые ботинки, позволяющие прыжком убивать врагов с первого раза, цепкие перчатки для лазанья по стенам, кирка для копания без бомб и многое другое. Число полезных предметов достигает семидесяти с хвостиком, и я ещё не все нашёл.




Чем лучше экипирован персонаж, тем проще в той или иной степени становится пребывание в подземельях. Если взять металлический щит, им можно буквально давить всех врагов, кроме боссов. Толкать и размазывать по стене, как бетонным блоком. Очки позволят видеть все скрытые ценности, телепорт — быстро перемещаться по уровню. Впрочем, в случае последнего следует проявлять осторожность: он перебрасывает на некоторое число условных клеток, размером с героя, и всегда рад перенести вас прямиком в стену, если неправильно рассчитать расстояние. Некоторых животных можно приручать и использовать в своих целях: индейки прыгают высоко, и герой может оттолкнуться от них в прыжке, чтобы добраться до высоко расположенного предмета. А собака Монти — великая ценность! Если её донести до выхода живой, что не всегда просто, между уровнями она лизнёт персонажа и восстановит одно очко здоровья. Или добавит, если хелс полный.

Очень важно в Spelunky 2 не жадничать и расходовать ресурс по необходимости, а не «придерживать ценные бомбы или верёвки на завтра». Потому что завтра может и вовсе не наступить. Привыкнув играть в десятки RPG и вести себя как виртуальный Плюшкин, набирая полные карманы и экономя ресурс, первые часы в игре я натурально страдал, со скрипом закладывая каждую бомбу и нехотя используя верёвки — полезные штуки для достижения высоких мест. С таким подходом пройти игру кажется просто невозможным. Да что там игру — даже первую четвёрку уровней. Поэтому не стесняйтесь взрывать опасные препятствия, бросать бомбы для деактивации стрел, если других подручных предметов в зоне досягаемости нет, и по верёвкам забираться наверх, чтобы собрать побольше золота и прихватить пса Монти. Последний стоит даже нескольких бомб и верёвок, потому что это добро часто можно найти в сундуках или недорого купить.


Как и любая rouge-like игра, Spelunky 2 — это фестиваль проб и ошибок, без которых здесь не обойтись. Будьте готовы к сотне-другой смертей ещё до победы над первым боссом, и к тысячам — ради достижения обычного финала. Про бонусный, «истинный», даже говорить страшновато. Среднее время для прохождения одного этапа — от 30 секунд до двух-трёх минут, а вся игра при должном везении может занять около 30-40 минут. Другое дело, что везение должно быть воистину феноменальным. Сложно представить хоть один спелеологический забег, в котором жизнь игрока не оборвётся последовательностью случайных активаций ловушек или набегов врагов с самых неожиданных сторон.

Впрочем, следует отдать должное — эта игра является примером фактически идеального «рогалика». Её филигранный геймплей покоряется медленно, но верно, прямо пропорционально росту вовлечения и навыка игрока. Здесь легко ошибиться и попасть в ловушку генератора случайностей. Но даже когда вас сносит чёртов крот, отбрасывая на ловушку со стрелой, а оттуда в яму с шипами, в голове есть кристально чистое понимание: «крот, конечно, подонок, но виноват в сложившейся ситуации я сам, ведь можно было быстрее среагировать и ударить кнутом, вовремя отпрыгнуть, а ещё лучше — своевременно заметить шевеление в земле, которое всегда идентифицирует кротяру». И так после каждой смерти.


В мире Spelunky 2 я провёл около пятнадцати часов реального времени, но пройти её до конца так и не смог — здесь масса секретов, а также сложнейший путь к «истинному завершению» с секретными локациями и настоящим финальным боссом. Подарок для поклонников и хардкорщиков, но семь кругов ада для случайного игрока.

Техническая реализация Spelunky 2 превосходна. У игры имеется всего пара заметных недостатков — рассинхронизация и проседания кадровой частоты при кооперативном прохождении. Даже при отличном соединении это случается, пусть и нечасто. В одиночном прохождении таких и любых других технических проблем я не встретил. Первое время также удручает слишком резкое движение героя, но к нему привыкаешь. Платиновый кубок в игре под стать её сложности, его получили всего 0,1% играющих, если верить статистике PSN, а большинство трофеев собрали менее 1% игроков.


90
Spelunky 2 — это умело балансирующая на грани восторга и ненависти игра, с безупречно отточенным игровым процессом, качественным пиксель-артом, здоровой долей чёрного юмора и зубодробительной сложностью. Если вы любите хардкорные игры, каждым своим пикселем испытывающие ваши нервы, навыки, реакцию и смекалку — это спелеологическое лунное приключение создано именно для вас. Остальным рекомендую подходить с осторожностью, в Spelunky 2 чертовски опасно.

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем.
 Реклама
17 комментариев, 29 440 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
August — 03.10.2020 в 16:20
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Спасибо за познавательный обзор ... сам, лишь недавно открыл для себя «радости» спелеологии
Vadim — 03.10.2020 в 16:24
Золотой охотник за трофеями
27
Цитата Сообщение от Varyag_Ericsson
Ты понимаешь, что тратишь впустую часы реального времени, которые можно провести в более осмысленной игре, с сюжетом и прощающим ошибки геймплеем, но всё равно упорно кушаешь хардкорный кактус
Всё в точку, кроме последней фразы. Игра стёрта и ни малейшего желания запускать её снова. Я люблю сложные игры, я обожаю рогалики. Но не люблю бесполезную и скучную трату времени на неадекватный кривой хардкор. Вы много знаете рогаликов, где уже на первом уровне вас может ваншотнуть с полных хп? Я вот не знал (убер хардкорные режимы айзека после тучи прохождений не беру).

Цитата Сообщение от Varyag_Ericsson
умело балансирующая на грани восторга и ненависти игра
Неумело. За потраченные пару часов ни разу не было первой эмоции и не на секунду не оставляла вторая. Хороша я купил её в стиме за 400р а не в ПСН за 1400, иначе бы улетел на Луну.

Но за обзор спасибо)
Footzker — 03.10.2020 в 19:43
Embrace your dreams
0
Vadim, сюжетные игры тебя испортили
Vadim — 03.10.2020 в 19:58
Золотой охотник за трофеями
9
Footzker, Я никогда не любил хардкор ради хардкора, тем более такой кривой и несбалансированный. Не задумывался почему почти во всех лучших рогаликах генерируются заранее созданные комнаты, а не весь уровень?) Что б не было ситуаций, когда умираешь по вине убого расставленных ловушек и врагов.
Footzker — 04.10.2020 в 11:43
Embrace your dreams
0
Vadim, он не кривой, просто у тебя пока не хватает навыка. Я вначале тоже умирал и мои дети, которые играют, умирали на первых же кольях. Сейчас мы не умираем ни на первой зоне, ни на второй... в этом же и кайф таких игр - чистый геймплей и механики, с которыми надо научиться обходиться. А ситуаций, когда процедура сгенерировала тупик на уровне у меня было очень мало - может 1-2 на 100 забегов, больше бывало, что я сам себя загонял в тупик
Varyag_Ericsson — 03.10.2020 в 20:37
Nippon Ichi Fan
0
Vadim, боюсь, что ты не обожаешь рогалики, если тебе не нравится Spelunky 2. Может ты хотел сказать роуг-лайты? Потому что Spelunky 2 как раз эталонный роуг-лайк, то есть рогалик.
Vadim — 03.10.2020 в 21:03
Золотой охотник за трофеями
9
Varyag_Ericsson, Не важно лайты или лайки. Я люблю игры с нормальным балансом и кривой сложности, а не по 30 раз дохнуть на уровне 1-1! Это лишь раздражает, но никак не дарит желание продолжать.
Varyag_Ericsson — 03.10.2020 в 21:40
Nippon Ichi Fan
0
Vadim, лайки или лайты важно Но здесь нормальный баланс, и 95% смертей из 30 на 1-1 - вина игрока. Я умер там куда больше раз, и постоянно было интересно "попробовать ещё". Например, в Crash Bandicoot 4 мне сложность кажется чрезмерной.
Vadim — 03.10.2020 в 22:44
Золотой охотник за трофеями
1
Varyag_Ericsson, Когда нормальный баланс не важно)) И эт явно не про данную игру)) Вина может и игрока, но это не идеально выверенные уровни митбоя и подобных, а убогий рандом, который создаёт кривые, несбалансированные, сверхсложные ситуации. И что-то после твоих слов про Крэша я уже передумал в своём желании купить её)))
ChanceVik — 03.10.2020 в 23:32
Охотник за трофеями
0
Vadim, Признаться я не играл, но по тем нескольким прочитанным обзорам попавшим мне на глаза, я понял, что игра точно не моя.

Но вот что важно — во всех них как раз описывалось то же, что и в этом обзоре, что геймплей кристально выверенный и в смерти виноват больше игрок нежели иное. Ни на что не намекаю, просто наблюдение.
Darth_Alex — 04.10.2020 в 00:37
Press Team
0
Vadim, кстати про Крэша: странно, но мне она пока кажется гораааздо легче трилогии ремастеров =)
Приятный геймплей, всё круто и интересно, но адища никакого не наблюдаю - всего в меру. Но это я про обычные сюжетные уровни: не флешбеки или забеги на время, или другие режимы. Вот платина там жёсткая из-за дополнительных условий и испытаний.
Origami — 03.10.2020 в 17:21
Бумажный охотник за трофеями
56
Лучшая игра уходящего поколения для меня, без шуток. Раздражающая до мозга костей, но просто пууууушка какая-то! Уже больше 400 смертей на PS4 и больше 100 на ПК, но ни там, ни там еще ни разу не прошел. Были пару моментов, когда вот она, концовочка, близка к завершению, но появляешься на тёмном уровне и тебя выносит какой-то щегол на раз. О, или прекрасный призрак, обожаю, каково же было моё удивление когда он...ай ладно, это уже спойлер.)) Бесподобное издевательство над самим собой в такой миленькой, на первый взгляд, разноцветной обёртке.
P.S. Дополню, что перед первым запуском, бег необходимо переключить на ходьбу, в настройках геймпада, так будет намного проще во многих моментах. И, как Варяг отметил в обзоре, во всех ваших смертях будет виновата ваша невнимательность и желание пробежать побыстрее. Почти каждую ловушку можно увидеть, наклонив джой вниз или посмотрев наверх. Попытаться просчитать, что с вами сделает толпа врагов, которые бродят за следующим уступом и т.д. К сожалению, это не работает для спидрана, где игру надо пройти меньше, чем за 10 минут. Тренировки с телепортом вам в помощь. Причем, думаю, что с обычным, как в первой части, а не с ранцем-телепортом, который появился тут, он очень непредсказуем.
P.S.S. Можно ещё дополнить, что сложность люто взлетела, по сравнению с первым Spelunky, из-за взрывающихся предметов. Да, многие полезные вещи теперь делают бада-бум, от чего непередаваемо бомбит) Поэтому шмотки у торговца приходится воровать намноооого внимательнее, если не достает денег на честную покупку. Не сказать, что это делать сложнее, но способы, что были в первой части, здесь не работают. И это хорошо.
Varyag_Ericsson — 03.10.2020 в 20:39
Nippon Ichi Fan
13
Origami, я в первую часть играл ничтожно мало, и даже упоминать это в обзоре было стыдно. Поэтому провести параллель по сложности не мог. Спасибо!
Provisorus — 03.10.2020 в 17:28
Металлический охотник за трофеями
39
Без шуток: для меня пока по Spelunky 2 - это игра года. Безумная реиграбельность, невероятный хардкор и в то же время фановый геймплей. К тому же можно играть короткими сессиями.
Vadim — 03.10.2020 в 19:20
Золотой охотник за трофеями
0
Provisorus, Ты рогалик впервые в жизни увидел?))
Provisorus — 03.10.2020 в 19:38
Металлический охотник за трофеями
20
Vadim, Нет конечно) Я и в первую часть очень много и на Вите и на ПК играл. Я, честно говоря, удивлён что тебе не зашло, да так что ты даже снёс игру ) В общем заканчивай гореть и приступай к выбиванию платины в Спеланки 2 Кстати, вот какую тебе надо было сотую платину то бить - на всю жизнь бы запомнил)))
Vadim — 03.10.2020 в 20:00
Золотой охотник за трофеями
0
Provisorus, Во первых ПС4 убрана в связи с ремонтом и скорей всего навсегда, так как до ПС5 я планирую играть на ПК) Во вторых 100-я платина давно уже выбита) Так что теперь точно могу покончить с трофихантерством за убогими трофеями, а только очень избирательно)