Spacebase Startopia
Обзор Spacebase Startopia
Stratege
90
В 2001 году компания Mucky Foot Productions выпустила весьма любопытную стратегическую игру Startopia, где игроку поручали управление разными космическими станциями в форме стэнфордского тора (бублика), заброшенными и никому не нужными, с целью восстановления их былой славы. Если таковая вообще была. Если нет — её требовалось создать с нуля! Наступил 2021 год, и уже другая команда любителей стратегических игр, создатели серии Dungeons, решила сделать современную версию космического кризис-менеджера — Spacebase Startopia.

И позвольте сразу рвануть с места в карьер: если вы были фанатом оригинальной игры в дремучие годы первых Pentium, то с первых минут Spacebase Startopia может вызвать у вас чувство покупки в магазине печенья «ROLEO» вместо «OREO»: угольно-чёрный цвет коржиков присутствует, начинка вроде тоже белая и вкусная, да есть нюансы. В игре ситуация похожая — такая же станция в форме бублика под управлением игрока, разбитая на несколько типов уровней (природные, развлекательные и технические). Но немного изменилось население и появилась возможность выбрать голос ИИ-помощника, весьма дерзкого, с позволения сказать, «персонажа». В английской версии есть вариант голоса, очень похожий на ГЛаДОС из Portal. Население изменилось скорее визуально, нежели по смыслу — врачи стали не такими высокими, а жуки в коммуникационном модуле остались без скафандров, например.




Чем больше погружаешься в новинку, тем больше отличий обнаруживаешь — больших и не очень, хороших и плохих. Разработчики не просто перенесли старую игру на новые рельсы, они постарались добавить в неё новые элементы, вроде более продуманного древа исследований. Здесь стоит заметить, что воссоздать идеи оригинала при новых технологиях у разработчиков скорее получилось, и даже неплохо. Игрокам вновь предстоит возиться с развитием станций на трёх уровнях, стараясь удовлетворить нужды населения и гостей. Ещё вас ждёт отличный юмор, хотя для понимания некоторых шуток нужно быть достаточно глубоко знакомым с историей современной игровой индустрией. Без этих знаний не всегда понятны шутки ИИ, когда идёт речь про успехи в продаже шляп, или выносится предложение создать виртуальные коллекционные карточки, чтобы брать комиссии с продажи каждой.


Визуально Spacebase Startopia могла бы выглядеть и получше, но во многом она старается подражать стилю оригинала. Из-за этого местами картинка кажется устаревшей и получается такая своеобразная мультяшная космическая опера, атмосферу которой приятно дополняет неплохое музыкальное сопровождение. Будучи типичной представительницей кросс-поколения, игра предлагает сразу две версии в комплекте для консолей, прогресс и трофейные списки которых независимы — при должном упорстве и достаточном количестве времени можно получить две платины. На мой взгляд, разработчики могли воспользоваться возможностями новых консолей и обыграть, например, загрузки в виде небольшой анимации прилёта на станцию, полностью убрав полоски загрузки. Но они решили пойти по пути наименьшего сопротивления.

В Spacebase Startopia есть небольшая сюжетная кампания из 10 заданий, однако их скорее можно назвать растянутым обучением, нежели полноценной историей космического кризис-менеджера. Каждое задание содержит новые механики, представляемые игроку постепенно и в удобном для освоения порядке: от самых простых (организация базовых потребностей станции и гостей) до более сложных, таких как сражения с конкурирующими руководителями. А за пределами сюжетной кампании раскинулись главные достоинства многих современных стратегий — песочница и сетевой режим. С одной стороны, материалов вроде как много, но с другой — действительно уникальных очень мало, особенно учитывая, что сюжет, в теории, можно пройти часов за 5-6. Правда, чтобы компенсировать небольшое количество заданий, разработчики решили пойти на очень странное решение, которое создало большой недостаток сюжетной кампании как таковой — каждый новый сценарий в сюжетном режиме вы начинаете с нуля.


Более того, на поздних этапах кампании начинать придётся даже не с нуля, а с отрицательной позиции. Почему? Потому что в начале некоторых миссий ресурсов и технологий начинают давать меньше, чем в предыдущих заданиях. Из-за такого положения дел кампания из интересного обучения быстро превращается в унылую рутину, требующую от игрока вновь и вновь строить базовую инфраструктуру. Мне в голову приходит единственное обоснование такого решения — искусственное растягивание каждого задания на полчаса и более. В результате сюжет растягивается до 8-10 часов, а к достижению 10-го уровня кампании, когда в очередной раз заставляют строить мусороперерабатывающий завод и настраивать всю производственную линейку, хочется проклинать творцов игры, желать им приступов ночной диареи и отсутствия сексуальной жизни.

Конечно, режим кампании можно и пропустить, незамедлительно отправившись в песочницу, где сразу доступны 100% возможностей Spacebase Startopia. Но это не самое удачное решение, особенно если вы не мастер космических управленческих стратегий. Количество разнообразных нюансов и настроек в игре очень велико, и разбираться в них самостоятельно для новичка — мартышкин труд. Казалось бы, такое разнообразие должно радовать, но на деле получается немного иная картина, особенно на консолях — сложно следить за невероятным количеством мелких нюансов, без возможности автоматизировать процессы или отслеживать проблемы. И мне кажется, что для продвинутой космической станции это просто невозможный сценарий, когда управляющий и персонал не могут по-человечески, понятным и лёгким способом, следить за насыщением отсеков космической махины кислородом…




В большинстве случаев все уведомления просто сыплются в специальную корзину, где игроку надо их вовремя просматривать. Даже умную паузу разработчики не завезли, чтобы игра останавливалась при каких-то важных или потенциально опасных событиях. Лишь изредка дерзкий ИИ просыпается и пытается подсказать что-то, но зачастую он спит и копит свои шутки для подходящих ситуаций. Управление станцией происходит в реальном времени, а это значит, что игрок постоянно вовлечён в процесс менеджмента, и обращать внимание на все мелкие уведомления просто нет времени. В реальности для таких дел нанимают секретаря или нескольких, но в игре есть только пофигистический компьютер.

Немалые проблемы добавляет и консольное управление. Как и любая подобная стратегия, Spacebase Startopia изначально разрабатывалась и затачивалась под управление клавиатурой и мышкой. Затем разработчики решили попытаться переложить схему на контроллер, и удалось это им не очень хорошо. Список различных быстрых комбинаций откровенно пугает, будто не в игру играешь, а в Photoshop или Maya работаешь профессионально. Хоть ко многим особенностям управления можно привыкнуть, очень недостаёт фиксированной по углу 2.5D-камеры. Конечно, местную 3D-камеру можно выставить на удобный угол представления, однако она слетит через некоторое время, зацепится за что-то, развернётся и так далее.


Будто этого мало, здесь есть и неадекватное поведение курсора с кнопками в различных меню. Игра забывает отключить быстрые кнопки, когда вы находитесь в меню, поэтому при попытке сделать какое-то одно действие вы можете вылететь из меню или попасть в совсем другое. Работа курсора в Spacebase Startopia и вовсе достойна отдельной статьи — очень часто он живёт своей жизнью, и становится очень трудно прогнозировать, где он окажется в следующий момент. Из-за этого многие простые действия сильно усложняются. Например, выдача повышения вашим работникам — это полноценный самостоятельный квест.

Впрочем, настоящий ад начинается при достижении той стадии игры, где появляется необходимость сражаться. Эти собранные на коленках механики боевой стратегии в реальном времени плохо играются даже на клавиатуре с мышкой, а на контроллере всё настолько отвратительно, что вызывает многоканальное подгорание. Специально для сражений разработчики придумали отдельный набор быстрых кнопок и совершенно неотзывчивое управление. Но справедливо будет заметить, что они работают над обновлениями для улучшения ситуации. Возможно, что-то и будет исправлено через какое-то время, но ряд вещей тут надо не просто улучшать, а полностью перерабатывать. Искренне сомневаюсь, что на такие изменения им выделят ресурсы.


В общем и целом Spacebase Startopia получилась достаточно неплохим переосмыслением превосходной игры Mucky Foot про управление космической станцией. Однако высокая цена, плохо адаптированное под консоли управление, безумный курсор и малое количество материалов, по отношению к заявленной стоимости, не позволяют рекомендовать её всем поклонникам жанра. Но пока игрок привыкнет к местному управлению, кампания успеет закончиться, а песочница здесь не представляет особого интереса. Что же касается многопользовательского режима — прошла пара недель с момента релиза, а сеть Spacebase Startoia напоминает город-призрак, потому что в ней нет какой-то глобальной и интересной цели.

60
Spacebase Startopia — неплохое переосмысление захватывающей игры 2001 года. Но рекомендовать её можно лишь хардкорным поклонникам космических стратегий, особенно если вы играете на консолях, где наблюдаются крупные проблемы с адаптацией управления. Советую добавить игру в список желаемого и рассматривать к покупке с хорошей скидкой. Глядишь, к тому моменту хотя бы управление на консолях смогут выправить до адекватного уровня.

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 5, предоставленной редакции издателем.
3 комментария, 47 070 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
Crusader_ — 14.04.2021 в 16:01
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Спасибо издателю Kalypso за выпуск множества стратегий на приставках.
NekiMars — 14.04.2021 в 18:29
NekiMars
0
Ого, она вышла. Я уже успел забыть про неё
DobryDoktor — 15.04.2021 в 06:14
PREMIUM
30
Поиграл, добрался до 9й или 10 й миссии в компании и бросил. Игра буквально отталкивает игрока в нее играть, от бубнящего ИИ помошника по станции, который изо всех сил старается чтоб ты вот прям сейчас все выключил и больше ее не включал, до абсолютно идиотского управления.
Как и описано выше, "паузы" не завезли, вся игра по сути убери мусор, убери бомбу, и снова убери мусор. Какие то логистики при построении базы практически нет надобности придумывать, лифт и все.
В общем, если переиздание Theme Hospital - отличная игра, не уступающая оригиналу, то Spacebase Startopia - унылая подделка под старую отличную стратегию. Никому никак не рекомендую.