Cladun Returns: This is Sengoku!
Classic Dungeon: Sengoku
Обзор Cladun Returns: This is Sengoku!
Gustavus
74
2011 год – это давно или не очень? Кажется, что события шестилетней давности были словно вчера. Но в мире игр за это время успели полностью смениться консоли, и та же PSP у большинства владельцев обросла непроницаемым слоем пыли или была продана первому встречному монтажнику натяжных потолков. Потому и ClaDun x2 – последний релиз в молодой серии ролевых ретро-экшенов, вышедший в 2011 году – кажется доисторическим артефактом. Впрочем, внешность игры тоже к подобным суждениям располагает. Но, судя по комментариям на нашем сайте, у ClaDun хватает поклонников, а потому можно за них порадоваться, ведь серия вернулась да ешё и разом на трёх платформах. Именно Cladun Returns: This is Sengoku! и посвящён этот обзор.

Приключение начинается с создания персонажа. Несмотря на огромные пиксели, в новой Cladun вполне можно подобрать героя под личные предпочтения: тут много вариантов внешности и расцветок, ну а возможность надеть своему альтер-эго повязку на один глаз и вовсе бесценна. Когда протагонист выглядит, как Биг Босс, это автоматически делают любую игру круче. Впоследствии можно создать и дополнительных персонажей в том же редакторе – они станут вассалами основного и не раз пригодятся в сражениях. Биться с противниками в Cladun Returns: This is Sengoku! предстоит очень много – недаром же это данжен-кроулер. Жаль только, что обосновать битвы внятным сюжетом разработчики не потрудились: герой оказывается в мире Арканус Селла, где собираются души погибших воинов, понятия не имеет, чем заняться и ходит в подземелья банально со скуки. Формально у протагониста есть мотивация, но на деле её нужно с лупой искать. Более сильный сюжет игре бы явно не повредил. Похвалить можно разве что смешные реплики персонажей массовки, но они никогда не сменяются, так что удовольствие от них можно получить всего один раз.


Самурай-приколист и другие прекрасные личности
Герой должен принадлежать к одному из семи базовых классов, а позже появляются и продвинутые. Некоторые варианты, вроде мечника и самурая похожи друг на другу, в то время как тот же маг, понятное дело, весьма далёк по своим параметрам от специалистов ближнего боя. Впоследствии класс персонажа разрешат неоднократно сменить, потеряв лишь часть накопленных бонусов и характеристик, так что можно не бояться и активно экспериментировать. Кроме того, герою можно задать и характер – манеру речи и поведения. В любом случае, кого бы вы ни выбрали, вас ждут десятки и сотни сражений. Протагонист снова и снова ходит в подземелья, населённые жуткими и разнообразными тварями. Одни кидают огненными шарами, другие атакуют с разбегу, третьи бронированы и почти неуязвимы при попытке атаки их в лоб, и это лишь малая часть вариантов. Если у вашего героя нет подавляющего преимущества в боевой мощи, то придётся либо действовать аккуратно и подходить к каждому бою с умом, либо избегать наиболее сложных сражений. Впрочем, некоторые монстры служат защитниками определённых дверей, и в таком случае бой неизбежен. Для успеха стоит попытаться атаковать врага в спину или же с фланга, а иногда получается ударить его из-за стены, находясь вообще в другой комнате. Также будут не лишними и эксперименты с оружием различных типов. Ну и конечно, как в любой игре с элементами RPG, многое решает прокачка вашего персонажа: классического дерева навыков здесь нет, но статичные параметры постоянно растут.

Вместо разветвлённой системы умений в серии Cladun используется особый магический круг: вы размещаете вокруг протагониста его вассалов, которые служат невидимыми живыми щитами, и уже к ним крепите пассивные умения и улучшения характеристик. Особо удачной, понятной и многогранной эту систему не назовёшь, но она хотя бы оригинальна. Другая необычная находка авторов – стены, которые возводит главный герой в центральном хабе, населённом разумными совами замке в мире Арканус Селла. Каждый кирпичик улучшает какую-нибудь из характеристик и может быть разного качества. Вполне логично, что использование более дорогих стройматериалов себя оправдывает – в этом смысле игра очень жизненная.

Мужской, женский и лава
Кое-что интересное разработчики придумали и для подземелий: наличие порталов, кнопок и переключателей означает, что игрока ждёт ещё хоть что-то, помимо сражений. При попытках же пройти уровень на скорость за указанное авторами время и вовсе порой приходится заучивать, куда пойти и где на что нажать – это было бы не так уж интересно само по себе, но пришлось очень к месту в рамках Cladun Returns: This is Sengoku!. Больше же всего мне понравилось обилие самых разных ловушек: это могут быть и вылетающие из стены стрелы, и шипы из пола, и даже специальные проклятия, повышающие скорость ценой снижения защиты – вариантов уйма, а неосторожный шаг может мгновенно изменить ситуацию. При этом с малого расстояния все эти особые плитки пола хорошо различимы, а потому их можно использовать в том числе и на пользу, подставляя противников под огненные шары или ещё какие смертельно опасные пакости.


Не обошлось в Cladun Returns: This is Sengoku! и без боссов: их не так уж и много, зато они бывают огромными и на голову превосходят всех прочих противников. Тот же Ороти мог бы убить меня за пару ударов, не найди я подходящую тактику. Кроме того, во время сражений с такими врагами унылый и действующий на нервы монотонный саундтрек сменяется на значительно более воинственный, уместный и яркий. Теоретически, над музыкой для игры можно и самому колдовать, собирая её чуть ли не из нот, но это больше похоже на труд, нежели на развлечение.

Разнообразные, наполненные ловушками и монстрами подземелья в этой игре хороши, и исследовать их – удовольствие. Но удивительно, что всё это не благодаря, а вопреки центральному, казалось бы, элементу – непосредственно боевым столкновениям. Возможность и необходимость маневрировать и атаковать врагов в спину – это прекрасно, но программистов хочется проклинать за совершенно неадекватную инерцию и героя, и монстров, заторможенный отклик на кнопки и невозможность поворачиваться на любой желаемый угол. Последнее сделано в угоду ретро-мотивам, но всё равно порождает совершенно не идущие игре на пользу неудобства. Cladun Returns: This is Sengoku! стала бы намного более привлекательной и уместной в 2017 году, если бы протагонист двигался свободно и своевременно. Пиксели можно списать на стилизацию, а вот проблемы с управлением – чистой воды анахронизм.



Никому не нужный «Сэнгоку»
Как следует из названия, события новой Cladun связаны со знаменитой «Эпохой воюющих провинций», когда Ода Нобунага, Синген Такеда и другие японские феодалы сражались друг с другом за власть над страной. Это интереснейший и детально описанный период истории, по которому регулярно делают хорошие игры (взять хотя бы серию Samurai Warriors), хотя и случается халтура, вроде вышедшей в прошлом году Sadame. В случае же с Cladun Returns: This is Sengoku! вообще не ясно, причём тут «Сэнгоку»: по мере прохождения наш герой время от времени встречает исторических персонажей, но у каждого из них есть всего пара реплик. Мало того что образы культовых феодалов и самураев не раскрыты, так и какой-либо практической пользы от этих NPC всё равно нет. Убери их совсем из игры, и Cladun Returns: This is Sengoku! ничего не потеряет. Вероятно, именно потому почти всех исторических персонажей и засунули в дополнительные усложнённые подземелья, прохождение которых не обязательно.

Бой продолжается
Учитывая, что сюжета в Cladun Returns: This is Sengoku! кот наплакал, сложно судить о том, где заканчивается основное прохождение и начинается дополнительный контент для хорошо развитых героев – постгейм. В игре десять глав и по пять подземелий в каждой, что одновременно и много, и мало: едва не любую крохотную локацию можно пробежать насквозь за минуту, но монстры подобным спидранам активно мешают. К середине игры станет нормой тратить на прокачку персонажа перед очередным подземельем в пять раз больше времени, нежели на само прохождение. Многое, впрочем, зависит ещё и от вашего стиля: кто-то предпочтёт действовать осторожно, взять противника умением и измором, в то врем как другие потратят больше времени на подготовку, а конкретное подземелье пробегут без особых проблем, уничтожая всех чуть ли не одним махом.

Вторая сторона Cladun Returns: This is Sengoku! – те самые усложнённые подземелья, где можно встретить исторических персонажей. Эти локации отличаются от основных и набором монстров, и планировкой. То есть, это новый контент, а не просто дополнительный уровень сложности. Хотя, конечно, в случае с подобными играми сложно говорить о чём-то действительно новом: все монстры и элементы окружения в различных комбинациях используются не одну сотню раз. Для тех, кому и этого мало (хотел бы я взглянуть им в глаза) предусмотрены генерирующиеся случайным образом подземелья, число которых не ограничено. Стоит заметить, что алгоритм не идеален, и в некоторые закоулки созданных автоматически подземелий попросту невозможно попасть. Да и в целом сделанные вручную локации более продуманы и интересны, несмотря на кажущуюся примитивность. Генерируемые случайным образом подземелья хорошо годятся только для того, чтобы разнообразить прокачку, когда протагонисту не хватает сил продвинуться дальше по основному сюжету, поэтому очень жаль, что доступ к генератору открывается не сразу. Кое-какую мотивацию обеспечивают и задания с доски объявлений: они гарантируют дополнительную награду за прохождение уже хорошо изученных подземелий и убийство конкретных врагов.

Наконец, в игре есть особо сложные (ещё более сложные) подземелья для совместного прохождения, прямо так и названные – «смертельными», но без тематического форума напарников для Cladun Returns: This is Sengoku! едва ли найдёшь.

Благодаря крайне малой продолжительности уровней, высокой динамике и минимальному штрафу за смерть, Cladun Returns: This is Sengoku! хорошо подходит для расслабленного убийства времени и, вероятно, неплохо смотрелась бы на PS Vita. Но играть в подобное дома и на огромном экране не стоит: и местный экшен, и ролевые элементы далеки от идеала, а потенциал периода Сэнгоку вообще никак не использован. Музыка и картинка не безнадёжны, но тоже, как ни крути, не на высоте. Поклонники жанра и конкретной серии смогут получить удовольствие, остальные – едва ли. Обзор написан по цифровой версии игры, предоставленной редакции издателем. Все использованные скриншоты сделаны на PS4 непосредственно в процессе прохождения.
65
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
7 комментариев, 8 255 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
Sybreed_X — 21.06.2017 в 15:29
Деревянный охотник за трофеями
10
Спасибо за обзор! На Виту самое то!
Gustavus — 21.06.2017 в 15:31
Press Team
10
Sybreed_X, там и картинка будет гораздо более уместной, да.
Zidane — 21.06.2017 в 15:33
Деревянный охотник за трофеями
0
Ну, игрушка и вправду на любителя (я как-раз из тех самых любителей кому игрушка очень понравилась)
Помнится я просто обожал Cladun x2, он у меня даже куплен на виту (правда на ПСП играть было просто в разы удобней), и, на самом деле, отличий не так уж и много, да, добавлена всякая разная мишура в духе квестов и прочего, но все мы, любители, знаем, что главное в этой игре это Ran-geon.
И тут он особо не отличается от предыдущей части. Поэтому если есть Cladun x2, зачем платить больше? (а именно 2к, что просто полный абзац, стоил бы как на компе за 700 рублей, купил бы не задумываясь...а так на компе и гоняю =))
Swordin — 21.06.2017 в 16:06
Консольщик
0
Что я вижу, Александр! Это же территория Сони. Как так-то?)
Gustavus — 21.06.2017 в 16:08
Press Team
0
Swordin, да как-то так исторически сложилось, что 2/3 моих обзоров - на игры для PS4/Vita. А вы думали, мы тут развлекаемся? Только тяжкий каторжный труд, что поделать
По обзорам Nintendo у нас главный стахановец Fenix.
Sammiken — 21.06.2017 в 16:45
Kuwabara-Kuwabara
0
А чего на PS4 играл-то? Тут сам Йошида велел на портативе играть.
Gustavus — 21.06.2017 в 17:07
Press Team
0
Greed, не всегда есть возможность выбрать версию. Вита как раз отдыхала после недавнего обзора Hakuoki и напрашивалась, но...