В девяностых годах прошлого века, когда определённой популярностью пользовались аркадные игровые автоматы — здоровенные махины, которые и сейчас можно встретить во множестве игровых центров мира, часто так и называемых «Arcade», с парой кнопок и торчащим джойстиком, размер которого не сильно уступает рычагу современного, например, подъёмного крана — особый «бум» был не только на файтинги, но и на различные бит-эм-апы, игры, в которых от одного до нескольких игроков совместно проходили уровни, выбивая плохие манеры из встреченных по дороге противников. Тематика таких игр варьировалась от фэнтези, где одной из самых известных серий стала «Золотая секира», она же Golden Axe, до нашего времени и даже будущего — Final Fight, Bare Knuckle, Alien Storm и другие. В 1993 и 1996 годах, компания Capcom выпустила две аркадные фэнтезиные игры, основанные на вселенной настольной игры Dungeons & Dragons, получившие названия Tower of Doom и Shadow over Mystara соответственно, которые не только заработали высокую популярность в Японии и Северной Америке, но и прославились едва ли не как одни из эталонных аркадных бит-эм-апов. И вот, в 2013 году, обе эти игры получили полноценную третью жизнь, выйдя в переиздании для PlayStation 3, Xbox 360, Wii U и PC, под названием Dungeons & Dragons: Chronicles of Mystara.
«Почему третью?» — спросит кто-то. Потому, что второй жизнью обеих игр было переиздание на SEGA Saturn, которое никогда не пересекало границы Японии, в силу финансового провала консоли на западном рынке. Обе вошедшие в сборник игры рассказывают нам о событиях, происходящих на планете Мистара, и взяв под управление выбранного персонажа определённого класса, игроку в одиночку, или с друзьями (от одного до трёх), предстоит спасать обитателей планеты и сражаться против зла, выраженного в лице классических для D&D противников: троллей, который обязательно нужно сжечь, иначе они не умрут, созерцателей (бехолдеры), адских гончих, черных и красных драконов, мантикор, личей и других мифических созданий, которыми повелевают злые силы — архилич Деймос и колдунья Синн с прислужниками. Сюжет обеих игр сплетён воедино, так, в Tower of Doom мы сражаемся с силами, ведомыми Деймосом, а в Shadow over Mystara продолжаем путешествие и узнаём, что Деймос — это лишь вершина айсберга. Что примечательно, в обеих играх игрок получает право выбора путей, то есть, в определённые моменты прохождения перед нами выскакивает сообщение вроде «Вы можете пойти в деревню и продолжить свой путь, а можете свернуть и помочь защитникам форта выбить нападающих». Принятое решение может повлиять на концовку игры, которая зависит от множества факторов, в том числе и, в некоторых случаях, от находящегося в инвентаре игрока оружия. То есть, если помочь защитникам, можно, например, в каком-то сундуке найти «Меч Легенд», наличие которого, в зависимости от выбранного класса персонажа, может повлиять на концовку. Каждая концовка отличается кодом, содержащим первую букву класса персонажа и номер концовки (например, E-1 для эльфийки), а также содержанием текста эпилога. Не забываем, перед нами игры девяностых.
Всего в Dungeons & Dragons: Chronicles of Mystara нам доступно от четырёх до шести классов, в зависимости от выбранной игры. Я опишу все шесть сразу с указанием тех, которые недоступны в Tower of Doom, первой игре Mystara-серии:
Воин — классический «танк», выносливый и сильный боец, способный управляться фактически со всем оружием в игре, включая двуручные мечи. Кроме того, он единственный может орудовать сразу двумя оружиями, держа меч в одной руке и кинжал в другой.
Эльфийка — отлично владеет как оружием ближнего боя, так и колдовством, хоть и заметно уступает в виртуозности узкоспециализированным соратникам — воину и колдуну. В Shadow over Mystara у эльфийки в арсенале припрятан бесконечный лук, а вот рукопашное оружие, несмотря на уверенную силу, всегда остаётся самым «коротким» в игре. Даже если девушке в руки дать длинный меч, его область повреждений («хитбокс») останется такой же, как у короткого.
Клирик — роль данного класса персонажа почти всегда одинакова — находясь в арьергарде команды, лечить и усиливать своих товарищей по оружию. Этот боец очень полезен в сражении против всяческой нежити, поскольку в его арсенале светлых заклинаний, помимо исцеляющих и усиливающих, имеется универсальное средство борьбы против восставшей мертвечины, незамедлительно отправляющее её обратно в сыру землю. Как и следует классике, клирик не способен сражаться клинковым оружием, зато помахать «Утренней звездой» — это он завсегда.
Дворф — самый мощный в плане очков жизни и наносимого урона в секунду персонаж игры, чей небольшой рост позволяет ему уклоняться от ряда атак больших противников. Кроме того, львиная доля мощи дворфа кроется в его специальных, а не обычных атаках, а также в умении силой вскрывать сундуки, которые требуют ключ.
Колдун (недоступен в Tower of Doom) — название класса говорит само за себя, а его слава красной нитью проходит не только через вселенную D&D, но и через подавляющее большинство фэнтезийных романов и игр. Мастер разрушительного колдовства, способный в считанные секунды стереть в порошок противников, но при этом хил и слаб, как Рейстлин из «Саги о Копье». Игра данным персонажем в одиночку потребует от игрока хорошего ориентирования в механике игры и в локациях, для правильного управления доступными заклинаниями. Играть колдуном сложнее всего, но в команде это незаменимый боец.
Воровка ( недоступна в Tower of Doom) — ловкая и быстрая девушка, обладающая рядом уникальных для её класса умений, таких как двойной прыжок, отталкивание в прыжке от стены, сальто назад с ударом ногой, быстрое перемещение из одного угла экрана в другой, а также бесшумное убийство противника со спины. Кроме того, только воровка способна обшаривать карманы врагов, вскрывать замки и определять наличие ловушек. Тем не менее, в силу легкости брони, воровка очень уязвима к физическим атакам. А ещё у неё бездонные карманы с камушками для пращи!
Игровой процесс обеих игр в сборнике представляет собой сочетание всего лучшего из жанра бит-эм-ап и ролевых элементов, особенно это касается Shadow over Mystara, что вполне ожидаемо, ведь игра вышла через три года после своей предшественницы. В Tower of Doom наши герои ведут себя несколько скованно, что обусловлено техническими ограничениями 1993 года — не столь мгновенная реакция на команды игрока (в Cadash было что-то подобное), как хотелось бы, а также отсутствие спектра приёмов — мы можем бить и прыгать, прыгать и бить, двойное нажатие направления «вперёд» заставит персонажа побежать, с возможностью совершить удар на бегу, а последовательное нажатие кнопки удара позволяет провести серию приёмов. Из специального оружия, которое можно покупать в магазинах, а нашем инвентаре могут находиться метательные топорики, кинжалы, стрелы для лука и банки с горящим маслом (этакие коктейли Молотова от фэнтези), а также по пути можно найти в сундуках или выбить из врагов разнообразные свитки с заклинаниями и колдовские кольца. Свитки могут читать только маги, а вот кольца используют все, кому не лень, поскольку они не требуют от владельца знаний колдовской науки. В Shadow over Mystara ситуация выглядит много лучше и красочнее — теперь у персонажей появились специальные приёмы, проводимые стандартными для того времени комбинациями кнопок, вроде «вниз, вверх, удар», «вниз, вперёд, удар» и другие. Также, изменили управление инвентарём, удобно разделив его содержимое — вызывая инвентарь кнопкой «треугольник», можно переключиться на доступные заклинания и обратно кнопкой «круг», при открытом инвентаре. Движения персонажей стали более плавными и быстрыми, а управление заметно улучшилось. Немудрено, три года разницы между играми, в то время заниматься разработкой без учёта прогресса и дважды наступать на одни грабли было, как говорится, «чревато боком». В целом, в лице Shadow over Mystara мы получили фактически идеальный бит-эм-ап «старой школы», который на своё время просто сиял и сверкал. Единственное что несколько огорчает — так это бесконечные продолжения, то есть фатальной надписи «Game Over» здесь не видать, если игрок сам сего не пожелает. Впрочем, данный момент можно исправить, и ниже я опишу способ.
Внести свою лепту в игровой процесс, как облегчая его, так и усложняя, могут введённые при переиздании «Правила дома». Это набор отключаемых и включаемых по желанию игрока правил, действующих на обе игры, представленные в сборнике. Например, есть правило «Вампиризм» (Vampirism), которое обеспечивает восстановление жизни игрока при каждом нанесённом противнику ударе, а есть правило «Режим уничтожения» (Elimination Mode), которое сводит на «нет» явление бесконечных продолжений. Если игрок умирает — то его приветствует начальное меню игры, без возможности продолжить с момента смерти. А вот с главы, в которой умер — всегда пожалуйста. Все пройденные главы доступны в любое время и начинать можно с любой из них. «Правила дома» можно комбинировать, таким образом создавая для себя разные условия игры. Можно воспользоваться хитростью и включить правило «Ёж» (Hedgehog), которое весь получаемый урон направляет на имеющееся в карманах персонажа золото, а затем правило «Да будет дождь» (Make in Rain), которое обеспечивает более частое выпадение золота из противников. Полагаю, результат такого действия очевиден, хотя часто такое решение не панацея и обладает сомнительной ценностью на высоких уровнях сложности, поскольку некоторые атаки противников или ловушки могут убить с первого раза, независимо от золота и количества жизни. Все «Правила дома» изначально недоступны для игрока, чтобы их открыть придётся поднапрячься — выполняя испытания, зарабатывать специальные очки, за которые в «Хранилище» можно открыть бонусные материалы и «Правила».
Техническую часть обеих игр я затронул выше, так или иначе, но всё-таки хочется отметить, что сейчас, в 2013 году, будет весьма некорректно придираться к тем её, технической части, недостаткам, которые во многом были вызваны ограниченностью железа девяностых годов. Тем не менее, обе игры, представленные в Dungeons & Dragons: Chronicles of Mystara играются очень хорошо даже сейчас, спустя вот уже двадцать лет после выхода первой из них, на наших современных консолях и персональных компьютерах. Кооперативная составляющая обеих игр не вызывает нареканий, она работает совершенно стабильно, за всё время игры, в общем более десяти часов, я не испытал ни одного разъединения или ещё какой «серверной» проблемы. Музыкальное сопровождение игры соответствует времени, то есть не блещет и, в то же время, не напрягает слух, кроме того присутствуют попытки создать озвучку персонажей — отдельные синтезированные выкрики, возгласы и фразы. Реиграбельность обеим играм, помимо кооперативного прохождения вчетвером и интересного игрового процесса в целом, обеспечивают ещё и множественные испытания, приправленные «Хранилищем» — местом, в котором можно полученными за выполнение испытаний очками расплатиться и открыть наброски или описанные ранее «Правила дома». Испытания содержат разнообразные условия, например «Убить столько-то противников», «Использовать столько-то колец», «Пройти игру», «Выполнить столько-то убийств со спины» и так далее. Некоторые испытания общие для всех классов, а некоторые эксклюзивны, и выполнить их можно, к примеру, только воровкой или только клириком. Почти все испытания состоят из трёх уровней, где для каждого уровня надо выполнить всё то же условие, только в большем количестве — убить уже не 300 противников, а 1000. И по аналогии. Часть испытаний вынесена в виде внешних трофеев, а есть и общие, например, требующие выполнения первого уровня всех доступных в игре испытаний, или выполнение всех уровней этих самых испытаний.
Вердикт:
Если вы любите классические бит-эм-апы, ностальгируете по детству с вечерами за Golden Axe, Teenage Mutant Ninja Turtles, Bare Knuckle, Final Fight, Maximum Carnage и другими играми подобного рода, а также если вас не смущает погружение в атмосферу «аркадных девяностых» в «высокотехнологичном 2013-м» то сборник Dungeons & Dragons: Chronicles of Mystara это то, что вам нужно. Прекрасное переиздание двух отличных игр с условно-нелинейным прохождением, в самом лучшем их виде: с подтянутыми спрайтами, с кооперативной игрой для четырёх человек, с возможностью развёртки на весь экран или полноценной эмуляции «дисплея аркадного автомата», с большим количеством испытаний, с множеством бонусных материалов в виде документов и набросков. Компания Capcom в очередной раз показала, что она умеет делать не только новые игры, но и качественно возрождать старые, давно забытые, вновь вдыхая в них жизнь.


10)
940







Ответить с цитированием

спасибо





Если б не было, приобрел бы нераздумывая!

