Цитадель является последним, во всех смыслах этого слова, дополнением для игры Mass Effect 3 и всей «текущей» истории про командующего Шепарда. Почему «текущий», если разработчики обещали, что это будет последняя игра в трилогии? Просто про Halo тоже обещали, что третья часть станет, поcледней игрой про Джона-117, но судьба распорядилась судьбой Главного Старшины иначе. Возможно, и тут будет что-то подобное, но когда-то потом. А сейчас Цитадель – это действительно последняя глава истории Шепарда, которая позволяет игроку последний раз встретиться, с командующим и его командой, и исследовать служебные уровни и залы древней космической станции-маяка.
Давайте сразу перейдем к самому главное Цитадель – это лучшее дополнение, которое когда либо выходило для игр серии Mass Effect – оно потрясающие! Это истинная концовка саги Mass Effect, без разноцветных взрывов и детских сказок в конце. Цитадель – не о спасении галактики, а о последнем прощай Шепарду, Нормандии и всему миру Mass Effect в том виде в каком мы его знаем. Данное дополнение не пытается исправить нелепую концовку трилогии, или принести извинения за неё. Оно не пытается изменить настоящие или дать намёки на будущее. Вместо этого она позволяет в последний раз насладиться лучшими моментами игры – всем тем, что сделало эту серии игр знаменитыми.
Да, Цитадель бессовестно эксплуатирует любовь и ностальгию игроков к серии, и её персонажам, но делает это чертовки хорошо – любой фанат серии пройдёт это дополнение на одном дыхании, улыбаясь и смеясь как сумасшедший. Возможно «Серый Посредник» и превосходит данное дополнение в плане сюжета и его развития, но Цитадель в разы веселее и глубже.
Новое дополнение очень сильно рассчитано на фанатов – это ещё один способ заставить их отдать очередные 15$, но будет совершенно неправильно пропустить Цитадель из-за меркантильных соображений. Новое дополнение это не просто набор шуток, новых локаций, оружия и брони. Нет, это качественно собранный продукт «А» класса, в который BioWare вложили всю свою любовь и всё своё мастерство. Будь то дизайн уровней, тексты, кинематография – любая часть дополнения сделана качественно и на очень высоком профессиональном уровне.
Разработчики не поскупись на актёров. В дополнении можно услышать всех основных героев, без исключений (не только героев команды третьей части) – количество озвучения в данном дополнении по объёмам сравнимо со всеми предыдущими дополнениями. Помимо огромного числа диалогов и монологов, тут вы найдёте просто прикольные вещи, шутки, пасхалки и отсылки к предыдущим играм и событиям (даже сам главный сюжет отсылается к некоторым фразам из второй части). Но это ещё не всё, наверное, Цитадель — это единственное дополнение в истории серии которое после своего прохождения оставит вам не только память, но и несколько качественных элементов, которые можно будет посетить и после завершения прохождения сюжета – зал аркадных автоматом и казино – заполненные новыми мини-играми (пускай и простыми, но сделанными с душой), личные апартаменты Шепарда с возможностью редекорации и большая боевая арена с рейтингами, наградами и своим сюжетом.
Вообще по мере игры в дополнение создаётся впечатление, что работа над ним велась намного дольше, чем прошло с момента выхода «Омеги». Скорее всего, многие элементы дополнения были задуманы и реализованы ещё вместе с оригинальной игрой, но тогда им не нашлось места или не хватило времени на полировку. А теперь под занавес, все принесли свои наработки, собрали их в единое целое и доставили пользователям. Это единственное логичное объяснение для того разнообразия, которое получили игроки в новом дополнении.
Сюжет дополнения никак не связан с сюжетом основной игры, и скорее всего это сделано намеренно. Ведь прошел уже почти год с того момента, как игроки смогли насладиться эпичным (и во многом спорным) грандиозным финалом саги.
В то время как вся галактика сражается против Жнецов, Нормандия отправляется на плановое ТО, а команда во главе с Шепардом получает приказ о принудительной «увольнительной». Такой поворот сюжета, скорее всего лучшее, что могла бы сейчас придумать BioWare – это намного правильнее, чем очередная попытка покопаться в дебрях противостояния Шепарда, Жнецов, мальчика Глюка и уничтожения всего живого во вселенной.
Шепард получает в своё распоряжение роскошные апартаменты в одном из самых престижных районов Цитадели, но прежде чем он успевает насладиться, заслуженным отпуском и поесть суши в лучшем рыбном ресторане «древней станции». На него совершают нападение наёмники, взламывает все его пароли и явки и через гигантский аквариум отправляют в одиночное путешествие с элементами стелс, вооруженного одним только усыпляющим пистолетом с глушителем.
Но всё же основное внимание в данном дополнении уделено не командующему, и не команде Нормандии из Mass Effect 3, а всем персонажам трилогии. Шепард начинает приключения в одиночку, но по мере прохождения к нему присоединяются все старые знакомые из огромной когорты последователей. По мере того как вы будите продвигаться по сюжету, частота столкновений будет только увеличиваться пока игра не станет на половину состоять из боевика, а на вторую из комедии. После гнетущей атмосферы обречённости всей третьей части игры, очень радостно видеть возращение шуток и стёба. Забавных перепалок между Шепардом и Джеймсом, жалобы Тали о том, что её никогда не берут на задания и многого другого.
К моменту посещения архивов Цитадели, вам будет помогать вся ваша команда. Конечно, они будут присутствовать только как интерактивный фон – в прямом управлении будут только выбранные вами бойцы. Но именно проходя уровень архивов, понимаешь, что таких моментов игре очень сильно не хватало – к тому же фон не просто бегает и стреляет, но ещё и засоряет эфир различными комментариями и шутками. Вообще посещение архивов это самая болтливая перестрелка, мало того что ваши последователи вовсю будут отличаться словоблудием, так ещё и почти все враги на уровне снабжены своими уникальными наборами реплик, которые очень сильно улучшают атмосферу.
Если про всю серию «Mass Effect» можно было сказать, что она построена на лучших идеях космических опер эры 80-х годов прошлого века, то «Цитадель» является данью уважения к острым и иногда пошлым комедиям 90-х годов. Тех самых комедий, в который у каждого персонажа была своя коронная шутка, а злодей был настолько странен и бесперспективен, что даже сам не верил в свою победу. А дверь «чёрного входа» на один из самых продвинутых космических кораблей взламывается при помощи знаменитой зубной щётки Саманты Трейнор. Конечно, к концу дополнения вы уже устанете от постоянных шуток насчёт аквариума и рыбного ресторана, но с другой стороны такое отношение с героями это именно то, чего так не хватало всей последней части саги – откровенно перегруженной драматичностью и пессимизмом. От этих непринуждённых бесед с персонажами, в особенности от последних во время вечеринки, вы получите намного больше удовольствии, чем сухих и плоских видеодиалогов с ними же на руинах Земли.
Хронологически, действие нового дополнения разворачивается между атакой Цербера на Цитадель и «точкой невозврата» – вы можете пройти его в любой момент, но лучше всего пройти его после завершении всех других дел и перед самой «точкой невозврата» или после прохождения игры. Это дополнение — лучший эпилог для саги, и только печально известная концовка не позволяет ему занять подобающее для него место. В то время как «Левиафана» или «Омегу» можно пройти в любой момент времени с «Цитаделью» это не получится. Переход от его беззаботной и радостной атмосферы назад в безнадёжное сражение за будущие, которого нет, будет слишком резким и болезненным.
Цитадель похожа на фильмы, в которых банда старых героев собирается в последний раз, чтобы ещё разок тряхнуть стариной и в последний раз пойти на дело. Это прекрасное дополнение показывает насколько много любви и таланта понадобилось для создания мира Mass Effect и почему в первую часть все играли с таким удовольствие. Скорее всего, дебаты по поводу истинной концовки серии никогда не завершатся, очень приятно, что трилогия получила то, чего ей так не хватало – нормальной и доброй концовки, которая завершает памятной фотографией на память. Это те проводы командора Шепарда на заслуженный отдых, которые он заслужил и эти проводы, стоят каждой копейки, запрошенных за них разработчиком и издателем.