С одобрения администрации сайта, я начинаю цикл статей об истории игровой консоли PlayStation.
Скажу сразу – это никакая не копипаста, ручная работа, информация собиралась мною с разных источников, доступных на просторах интернета, собрана, переработана, дополнена фактами и представлена в таком виде, в котором будет наиболее легка для понимания, интересна и разнообразна для читателей. Но, к сожалению, как часто это бывает, в каждой бочке мёда имеется своя ложка дёгтя. Пока что возможности форума не позволяют мне представить статью именно в том виде, в котором я ее представлял.
Не смотря на это, хочу выразить благодарность Footzker за то, что поддержал идею и оказал помощь, которую смог. Спасибо!
История PlayStation.
Часть I.
Вступление
Научно-технический прогресс – своеобразный гигантский поезд, который мчится с огромнейшей скоростью и сносит всё, что попадается ему на пути. Он движется только вперед, постоянно набирает обороты. Благодаря нему наша жизнь становится проще, интереснее, начинает играть новыми красками и звучать насыщеннее. Научно-технический прогресс затронул все сферы жизни общества, оставив отпечатки на множестве аспектов нашего существования.
Сейчас мы не можем представить нашу жизнь без таких видов искусства, как кинематограф, театр, музыка или балет, а то и без всех сразу. Когда искусство вышло на уровень своего устоявшегося покоя и перестало развиваться, как раньше, идти куда-то вперед, ему оставалось только достигать новых уровней качества. Казалось бы, что дальше идти некуда, все достигнуто и уже никуда не сдвинется… но здесь на сцену вышел все тот же научно-технический прогресс, который внес в искусство свой неоценимый вклад. Научно-технический прогресс подарил нам новый вид искусства. Имя ему: видеоигры.
Первые в мире видеоигры были созданы в 40-е года ХХ века. Самой первой игрой был симулятор ракеты, созданный в 1942 году Томасом Голдсмитом-мл. и Истл Рей Менном. В 1947 году они запросили патент на изобретение, а в 1948 году запрос был одобрен.
Не будем вдаваться в длительное изучение прогресса в области видеоигр. Ограничимся лишь тем фактом, что видеоигры были очень тепло встречены публикой и в кратчайшие сроки обрел бесчисленную армаду поклонников и любителей по всему миру. Видеоигры постоянно развивались, были созданы множество жанров и поджанров, каждый из которых нашел свою аудиторию. Игры будоражили умы людей, ведь они, в отличие от кино, позволяли играющему «влезть» в шкуру героя на экране – будь то супер-солдат, танкист, защитник вселенной или маленький трубопроводчик. Все меньше и меньше людей оставались в стороне от видеоигр, а индустрия разрослась до огромных размеров.
Рождение гиганта
Это сейчас все знают, что Sony (а точнее гигантский холдинг Sony Group, объединяющий множество разнородных подразделений) – это транснациональная корпорация, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, игровых консолей и другой высокотехнологической продукции. А вот 7 мая 1946 года два человека – инженер Масару Ибука и молодой физик Акио Морита – даже и не подозревали, во что выльется их детище.
В самом начале своего пути компания имела сложное для запоминания название – «Tokyo Tsushin Kogyo Kabushiki Kaisa» («Токё Цусин Когё Кабушики Кайса»), что переводилось как «Токийская Телекоммуникационная Корпорация» или сокращённо Totsuko. Начальный капитал составлял всего лишь 190 тысяч йен (примерно 68803 рубля и с копейками по современному курсу), а количество работников едва достигало 20 человек.
В 1949 году компания Ибуки и Мориты разработала магнитную ленту, а в 1950 выпустила первый японский магнитофон. Тогда же Масару Ибука побывал в США, где и узнал об изобретении транзистора. В 1954 году он заключил лицензионное соглашение с Bell Labs. на использование транзисторов в продукции своей компании и, через год на прилавках магазинов появился первый японский транзисторный радиоприёмник – TR-55, а еще через два года мир увидел TR-63 – первое карманное (112 × 71 × 32 мм) радио, построенное полностью из миниатюрных компонентов. TR-63 принёс будущему гиганту всемирный успех.
Компания уверенно вышла на североамериканский рынок, но перед ней остро встал один вопрос, касающийся названия. Американцы ломали языки на аббревиатуре «ТоЦуКо», не говоря уже о полном названии компании. Найти новое имя было очень сложно, ведь Ибука и Морита хотели подобрать такое слово, которого нет ни в одном языке мира.
После мучительных поисков слово было найдено. Короткое, как того и хотели создатели. Такое, которого не было ни в одном языке мира. Sony. Оно произошло от комбинации латинского слова sonus («звук») и английского словосочетания sunny boys («солнечные ребята», которое в японском языке приобрело значение «малолетние гении»). Так «Токё Цусин Когё Кабушики Кайса» была переименована в «Sony». После смены названия успех не покинул компанию, как того боялись суеверные по своей натуре японцы Ибука и Морита.
Морита возглавлял компанию долгое время, отвечал за маркетинг и продажи и сумел привести её к огромному успеху на рынке. Sony сделала своё имя на хорошем и привлекательном дизайне и новшествах. Особенную роль Sony уделяла уменьшению размеров продукции и технике для развлечения.
Путь к успеху
В 1960 году Sony явила миру первый телевизионный приёмник на транзисторах, а в 1968 году появился первый цветной телевизор, основанный на легендарной ЭЛТ Trinitron. Дальше инновационная продукция стала появляться с завидной регулярностью: первая цветная видеокассета (1971 г.), первый домашний видеомагнитофон Betamax (1975 г.), знаменитый портативный аудиоплеер Walkman (1979 г.), электронная видеокамера (1981 г.), первый CD-плеер (совместно с Philips, 1982 г.), первая серийная бытовая видеокамера (1983г.), первый цифровой видеомагнитофон (1985 г.). Даже привычные, хотя и ушедшие не так давно в прошлое 3.5-дюймовые дискеты были созданы Sony (1989 г.).
К середине восьмидесятых Sony стала компанией с мировым именем. Несмотря на своё разностороннее развитие на рынке бытовой электроники, Sony не обращала внимания на зарождающуюся игровую индустрию, пока в её планы беспардонно не вмешался некто Кен Кутараги, инженер из отдела исследований.
Отец
Отцом консоли по праву считается Кен Кутараги, на тот момент уже не молодой инженер из отдела исследований.
Кен Кутараги родился 8-го августа 1950 года в Токио. Семья Кутараги, по японским меркам, была небогатой, хотя его родители владели небольшой типографией. Будучи ребёнком Кен очень интересовался устройством различных механизмов, частенько разбирал игрушки, чтобы понять, как они работают, но потом он раскрыл свою настоящую страсть – электронику. Окончив школу с отличными оценками, Кен поступил в Университет Электро-коммуникаций в Чоофу.
После получения диплома, Кутараги устроился на работу в исследовательские лаборатории, к тому времени уже крупнейшей, японской корпорации Sony. Участвуя во множестве успешных проектов, в том числе, поработав над первыми ЖК-экранами и ранними цифровыми камерами, он быстро получил репутацию человека, который может решить любую проблему и способен заглянуть в будущее.
Ситуация на рынке.
В те времена, а это была середина 80-х годов XX века, на рынке и в индустрии шло царствование 8-битных приставок 3 поколения, которые уже начинали содрогаться от наступающего 16-битного 4 поколения приставок. Особые позиции держала система Nintendo Entertainment System (NES), вышедшая в 1985 году во всем мире, но 2 года как известная в Японии под названием Famicom. В России эта система появилась только в 1991 году под торговой маркой, известной всем и каждому на пространстве стран СНГ – «Dendy».
До выхода всем известной 16-битной консоли 4 поколения от SEGA – Mega Drive – оставалось 2-3 года, так как сначала в 1988 году вышла приставка SEGA Mega Drive, а в 1989 в США появилась версия под названием SEGA Genesis.
Так же набирал свою популярность персональный компьютер, который стали-таки использоваться в целях развлечения.
Однажды в Японии
Кен Кутараги, наблюдая за тем, как его дочь играет в Nintendo Famicom (NES), увидел огромный потенциал электронных развлечений. Впрочем, те звуки, которые могла издавать консоль от Nintendo привели Кена в ужас, а картриджевая система сильно уступала гибким дискам по множеству параметров.
Идея настолько поглотила Кутараги, что он, превысив свои полномочия, связался с Nintendo и предложил им свою помощь в решении некоторых проблем, связанных с их консолью. Он предложил использовать дискеты, но Nintendo отказалась от этой идеи.
А вот идея о новом звуковом чипе их очень заинтересовала. Втайне от всех, кроме своего начальника (имя этого человека доподлинно неизвестно), Кен Кутараги начал разрабатывать опытный образец звукового чипа SPC-700.
К тому времени позиции Nintendo пошатнулись, на рынке появился конкурент в лице SEGA Mega Drive (Genesis). Новый чип, разработанный Кутараги смог воспроизводить 8-канальный звук. В какой-то степени именно благодаря нему Nintendo смогла отыграть свои позиции на рынке и не дать конкуренту в лице SEGA занять большую часть рынка.
Но, как известно, правда всегда всплывает в самый неподходящий момент. Начальник Кена и остальное руководство было в ярости, когда узнало самыми последними, что компания Nintendo хочет заключить сделку с Sony на поставки какого-то чипа производства некоего Кутараги для их новой приставки. Но еще больше ярости придал начальству тот факт, что Кутараги работал с конкурентами в области электроники. Скорее всего, Кена уволили бы к чертовой бабушке, если бы в ситуацию не вмешался тогдашний президент корпорации Sony – Норио Ога, который не позволил уволить будущего «отца PlayStation» и позволил остаться ему на своей должности.
Предпосылки к созданию
У системы NES и SNES были существенные недостатки. Одним из самых больших являлось то, что ёмкость картриджей даже по тем временам оставляла желать лучшего. По сегодняшним меркам их ёмкость вообще выглядит смехотворной.
Nintendo, начиная с 1986 года, экспериментировала с различными видами носителей информации, такими как магнитные диски, дискеты. Результатом этих экспериментов стало появление не слишком удачной системы Famicom Disk System. Главной проблемой консоли стало то, что диски очень быстро размагничивались, царапались и что самое страшное были абсолютно никак не защищены от нелегального копирования информации.
Именно тогда Nintendo обратила внимание на совместную разработку компаний Sony и Philips – CD-ROM XA (Compact Disc Read Only Memory eXtended Architecture) – Компакт диск с данными только для чтения и расширенной архитектурой. Главным его отличием было то, что на одной дорожке такого диска могла располагаться самая разнообразная информация: данные, звук, видео и так далее. Каждый сектор имел свой собственный формат. Технология создавалась для мультимедийных применений. В этом формате не было проблем с синхронизацией. На обычном диске при записанной информации, например видео и аудио, при одновременном чтении могут возникать проблемы с синхронизацией, ведь лазер не может сразу охватить 2 разных сектора, расположенных на различном расстоянии друг от друга. Технология решала эту проблему тем, что позволяла чередовать сектора различного типа, то есть при чтении сектора разных типов данных шли последовательно друг за другом, что сразу же исчерпывало проблему синхронизации.
В 1988 году Nintendo заключила контракт с Sony на разработку дополнения для Super Famicom (SNES), которая имела очень громкое название SuperDisk. Позже ее переименовали в SNES-CD. К тому же это было необходимым нововведением для Nintendo. Конкуренты в виде SEGA уже использовали свою аналогичную технологию под названием Mega-CD для своей консоли Genesis.
Руководство Кутараги не особо интересовалось сотрудничеством с конкурентом. У компании уже появлялись идеи о создании своей консоли, которая могла бы воспроизводить как игры с системы SNES, записанные на картриджи, так и с SNES-CD. Это, по мнению руководства, дало бы компании получить некоторую долю контроля над рынком видеоигр. И недалекому человеку будет понятно, почему у руководства Кена не было того энтузиазма, которым он сам был преисполнен.
Кутараги искал выход из этой ситуации и обратился к президенту Sony – Норио Оге с идеей о создании отдельного подразделения для работы над проектом Nintendo.
Время шло, Кутараги получил подразделение, где мог спокойно работать над проектом для Nintendo. Разработка была в самом разгаре. Но здесь случилась одна каверзная ситуация. Причем достаточно смехотворная. Сейчас вы поймете, почему Sony не горела желанием работать над проектом конкурентов и желала заняться созданием собственной консоли.
А мы сделаем свою консоль, с блекджеком и шлюхами!
В то время президентом Nintendo был Хироси Ямаути. Однажды он решил внимательно прочитать контракт с Sony. Так, между делом. Какого же было его удивление, когда он понял, что по контракту все права на контент, который будет распространяться посредством SNES-CD , будет принадлежать только Sony и никому больше. Ямаути был в бешенстве. В одностороннем порядке он спешно расторгнул контракт.
Буквально за пару дней до этого представитель Sony на токийской выставке потребительской электроники, более известной как CES, с огромнейшим энтузиазмом рассказывал о совместном проекте с Nintendo, который получил название «Play Station». Говард Линкольн, председатель совета директоров Nintendo поверг всех в шок, объявив о разрыве контракта с «родной» Sony и заключении абсолютно такого же контракта с «чужеродной» Philips. Стоит сказать, что для японского бизнеса это был просто беспрецедентный случай.
Сначала Sony приостановила разработку, но потом твердо решила, что используя свои же наработки, следует создать совершенно новую, независимую игровую приставку. Nintendo не заставила себя ждать и тут же подала прошение в федеральный суд США, с целью запретить разработку и производство Play Station. Основанием было то, что эта марка принадлежит Nintendo. Суд же, не так долго думая, отклонил прошение и, в октябре 1991 года, уже было произведено около двухсот консолей.
В течение последующего года Sony и Nintendo потратили кучу времени на утряску всех разногласий. Лишь в 1992 году компании заключили соглашение о создании дополнения для SNES CD-ROM, которое должно было быть разработано совместными усилиями Nintendo, Philips и Sony. Дополнение назвали Nintendo Disk Drive (так же известный как Philips CD-ROM XA).
По новому контракту все права на игры получала Nintendo, а Sony могла распоряжаться остальным ПО для системы. Тогда же появилась идея о том, что Play Station должна быть 32-битной. Характеристики будут объявлены только весной 1993 года, а выход будет намечен на 1994 год.
Из-за новых разногласий между компаниями, недостаточной мощности процессора уже изрядно устаревшей системы Super Famicom и многочисленных задержек не было выпущено ни одной системы.
На этом кончается история создания Sony PlayStation – и начинается история её жизни. Но об этом - во второй части, так что... следите за обновлениями!