[Неформат] Обзор Cossacks 3
Gustavus
85
Я не открою Америку, если скажу, что жанр стратегий в режиме реального времени переживает непростые времена: не умирает, нет, но уж точно далёк от своего расцвета. Хорошие (и даже очень хорошие) игры продолжают выходить, но случается это так редко, что на общую картину почти не влияет. Да и одна лишь космическая тематика Homeworld, StarСraft и Warhammer 40K явно не в состоянии удовлетворить всех поклонников жанра. С другой стороны, ужасное перенасыщение рынка безыдейными клонами Age of Empires, Warcraft и Comand & Conquer тоже нельзя было назвать идеальной ситуацией, и именно ему жанр обязан последовавшим кризисом. Теперь поклонникам классических RTS приходится жить впроголодь: когда достойные представители жанра выходят один-два раза в год, не спасает даже традиционно большая продолжительность каждой игры.

Так почему же никто не стремится занять пустующую нишу? Вероятно, потому что спрос на RTS и в самом деле упал. Поклонники есть, но их уже не так много, как раньше: кто-то ушёл в MOBA или Total War, а иные полностью довольны другими жанрами и не горят желанием выделять солдатиков рамкой. Но если у вас есть в запасе прославленная игровая серия, да ещё и не про космос и монстров, то почему бы не тряхнуть стариной? Вот и пропавшая было несколько лет назад с «радаров» киевская студия GSC Game World решила вернуться к «Казакам» – тому, с чего когда-то и начала свой славный поход по компьютерам игроков. Но в начале «нулевых», несмотря на безумную конкуренцию, в чём-то было даже проще: игроки охотно пробовали каждую новинку в популярном жанре, радовались свежим идеям и закрывали глаза на недостатки – ведь, в случае чего, всегда можно вернуться обратно к проверенной «классике». Сейчас же с каждой новинки спрос куда выше, поскольку изголодавшаяся публика хочет всего и сразу. А у GSC Game World даже как следует повторить пройденное – и то не вышло.


Давайте сразу ответим на один совсем не важный, но почему-то очень популярный вопрос. Нет, «Казаки 3» – это не ремейк и не переиздание. Как прозрачно намекает название, это самостоятельная игра на новом графическом «движке» и с новыми сценариями. Ну а то что все базовые механики и правила остались на месте, так это и в футболе так, но вы же не называете FIFA 17 ремейком FIFA 2001. В третьих «Казаках» всё так же надо распределять работников по шахтам и фермам, исследовать десятки экономических и военных технологий, а потом сводить на поле боя огромные армии. Учитывая почти бескрайние запасы свободного времени в школьные годы, я не возьмусь сейчас судить, насколько хороши были оригинальные «Казаки» – да и большого поклонника из меня не вышло. Тем не менее, по жанру я соскучился и от новой игры ждал многого, но первые приятные впечатления быстро сменились разочарованием. Что из огорчивших меня элементов третьих «Казаков» стоит считать серьёзным недостатком, а что фамильной чертой серии, – решайте сами.

Первое, что бросается в глаза после запуска «Казаков 3» – графика. Сетевые юмористы уже успели многократно пошутить, что «движок» взяли прямо из первой части, но это, понятное дело, – бред. Новинка выглядит очень скромно, но опрятно и без режущего глаз уклона в жуткое дешёвое «ретро», хотя приближать камеру вплотную к бойцам я бы не советовал. В сочетании с отсутствием видеороликов и сколь-либо красивых анимаций такая картинка наводит на мысль о «бюджетном» характере игры. Но это вполне нормально для восставшей из пепла студии и возродившегося бренда: напомнить о себе скромной, но хорошей игрой, а уже потом вернуться в «высшую лигу» – вполне разумный план, если он был именно таким.


В то же время, отсутствие современной графики повышает требования к игровому процессу: раз уж вернулись, то хоть чем-то приятно удивить должны. Но, к сожалению, быстро выясняется, что «Казаки 3» безнадёжно застряли где-то в тех временах, когда вершиной стратегической глубины считалось накопление кучи ресурсов с последующей переработкой их в войска и закидыванием врагов трупами. Теоретически, в этой игре реализована глубокая и многогранная система взаимодействия между собой разных родов войск: пикинёры защищают, мушкетёры стреляют, кавалерия атакует с фланга и так далее… Даже перепад высот – и тот учитывается. Но на практике всё это внятно работает лишь при небольших стычках, когда есть время отдавать приказы постоянно норовящим запороть все планы солдатикам. Нарушать стройные ряды и всей толпой гоняться за одним всадником, пока остальные громят тыл – любимое развлечение здешних вояк. Кто-то скажет, что у меня руки не из того места, и даже будет немножко прав, но когда количество солдат переваливает за несколько сотен и они перестают умещаться на экране, не спасает уже ничто – в игре просто нет инструментов для нормального управления большими армиями. И это при том, что «Казаки» как раз крупным сражениям и посвящены – иначе зачем вся эта возня с нескончаемыми «апгрейдами» и крепкие, не поддающиеся набегам мелких отрядов укрепления. Если поначалу можно изображать из себя тактического гения, то чем больше солдат, тем больше понимания, что вместо эпически красивого генерального сражения будет обычная куча мала. «Активная пауза» не предусмотрена, цепочки приказов формировать нельзя, офицеры от рождения идиоты, артиллерия регулярно сходит с ума, а главнокомандующий игрок может и не знать об ошибках своих подчинённых (реализм!). Играть в здешний режим «Схватки» можно, но это будет не битва умов, а скорее сражение двух инвалидов, пусть даже и на равных условиях (если получится найти соперника в Сети).


Несколько более интересными третьи «Казаки» становятся, если проходить кампании за различные европейские государства – тут уже игру начинают вытягивать на себе небанальный сеттинг и вполне реалистичный сюжет. Каждый сценарий содержит несколько интересных поворотов, неожиданных атак и дополнительных заданий, причём последние могут быть с различными вариантами действий. Хорошие тексты, время от времени сдобренные толикой иронии превращают кампанию в достаточно занятную историю. Но вот же беда: проблемы игровой механики всё равно остаются на своём месте. Кроме того, в угоду сюжету и скриптам противник ведёт себя как заводной болванчик и даже не пытается внятно реагировать на действия игрока. Пока вы не дойдёте до нужной точки на карте, вражеская армия так и будет многие часы напролёт стоять на месте (и вы порой это наблюдаете своими глазами). Всё настолько неприкрыто постановочное, что всерьёз это как стратегию воспринимать нельзя. Подобное типично для сюжетных кампаний в RTS, но в новых «Казаках» никто даже не пытается скрыть скрипты всевластия. Как результат, игра превращается в некую визуальную новеллу, только с забегами по стратегической карте вместо стандартных головоломок. Это тоже по-своему увлекательно и даёт повод пройти все-все кампании, но не все запускают RTS ради подобного. Кроме того, «Казаки 3» порой ещё и активно сопротивляются игроку, вплоть до вылета на рабочий стол и потери сохранений, что для настолько технически скромной и вторичной игры совсем уж неприлично.

50
Если вы соскучились по «Казакам» и увлекательным сюжетам в стратегических играх, то Cossacks 3 может стать поводом провести неделю-другую перед монитором. Но даже не надейтесь найти тут стратегическую глубину, интересные тактики и сколь-либо годный искусственный интеллект. «Казаки 3» не только внешне выглядят пришельцем из прошлого, но и всей своей сутью отсылают к тем временам, когда стратегиям в реальном времени прощали слишком многое. Сейчас же оправдать слабость игровых механик одними лишь масштабами сражений сложно, особенно если вспомнить о ценнике уровня намного более качественных, глубоких и дорогих в разработке проектов.

Обзор написан по цифровой версии игры для Steam, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана сделаны автором обзора на PC и максимальных доступных в меню настройках графики.
Реклама
11 комментариев, 5 659 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
Neocon — 17.10.2016 в 21:38
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Согласен с кризисом жанра. Но чем Вам, уважаемый, warcraft и age of empires не угодили? В этих двух играх провел намного больше времени чем в казачках, в которых играл ровно 8 часов... Конечно это дело вкуса, но все же с грифом "безидейными" я бы их не называл... Или же я не понял суть высказывания...
Gustavus — 17.10.2016 в 21:41
Press Team
0
Neocon, товарищ, эти названия использовались в родительном падеже
Neocon — 17.10.2016 в 22:53
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Gustavus, значит вопросов не осталось! Как бы ещё научиться определять падеж английских названий без адаптации к русским окончаниям
Gustavus — 17.10.2016 в 22:54
Press Team
0
Neocon, по контексту
S3K_CoSSeR_by — 17.10.2016 в 22:28
Начинающий охотник за трофеями
7
Первые КАЗАКИ были просто улёт, надеюсь и третья часть будет не хуже,а то вторая немножко подвела ожидания, может не у всех, но у меня такое мнение.
evgenyoko — 17.10.2016 в 22:30
Начинающий охотник за трофеями
0
Поиграл. Посредственная игра... На любителя.
1101 — 18.10.2016 в 00:18
Деревянный охотник за трофеями
10
Лучше бы сталкером занялись.
Marimo — 18.10.2016 в 06:47
Бронзовый охотник за трофеями
0
Когда Кратос успел волосы отрастить?
alolidik — 18.10.2016 в 08:03
Металлический охотник за трофеями
0
А раньше ТОП стратегия была)
LeromRei — 18.10.2016 в 11:27
Серебряный охотник за трофеями
0
alolidik, так это по сути ремейк первой, так что какой была, такой и осталась
Marimo — 19.10.2016 в 07:05
Бронзовый охотник за трофеями
0
По графону напоминает браузерную игру из вк