Зелье для скуки: обзор Potion Tycoon
Gustavus
124

Недавно я слышал историю про необычного немецкого стримера: после работы, весь день протрудившись на ферме за рулём трактора, он запускает одну из частей серии Farming Simulator и до ночи играет в неё. Наверно, этот мужик действительно любит своё дело, если отдыхать предпочитает не в фэнтезийно-абстрактной Story of Seasons и уже тем более не в казуальной донельзя «Весёлой ферме», а с головой уходя в реалистичный и хардкорный геймплей. Симуляторный жанр почти столь же стар, насколько вообще видеоигры, однако в последние лет 10-12 геймеры всё активнее интересуются не управлением мегаполисами и гоночными болидами, а куда более приземлёнными профессиями и ролями. Это доказывает, что при должном умении разработчики могут превратить в интересную игру почти что угодно – даже процесс ремонта автомобилей, визуально аскетичные логистические схемы или работу диспетчера в метрополитене. Кроме того, ничто не мешает создавать игры-гибриды: сочетать относительно реалистичный и сложный геймплей с абсолютно фантастическим сеттингом, вымышленной составляющей разбавляя и украшая рутину. Как раз подобное и попытались сделать авторы Potion Tycoon.


Локализация у игры есть, но переведено почему-то лишь около трети всего текста

Potion Tycoon – игра про сложное управление производством, непростой менеджмент магазина и замысловатый процесс изобретения волшебных зелий. Все составляющие взаимосвязаны, и даже самый явный триумф в одной из трёх областей не защитит от банкротства того, кто некомпетентен в какой-либо другой сфере. Если игрок соорудил безупречный конвейер, нанял дешёвых, но эффектных работников и показал чудеса маркетинга, его предприятие всё равно способно пойти ко дну из-за отсутствия нужных ингредиентов или неоптимального подбора рецептов. У вас может быть сверхэкономичная производственная линия и самый красивый торговый зал, но почти никто и ничего у вас не купит, если товар хуже чем у прямых конкурентов, временно вышел из моды или изначально негодный. И наоборот: великолепное по своей идее зелье нужно суметь сперва произвести в должном объёме, а после ещё и правильно преподнести клиентам.


Каждая партия в Potion Tycoon начинается со строительства надземных залов – преимущественно для торговли – и обустройства пещер под лаборатории и склады. Ничего сложного на этой стадии нет, поскольку новые помещения при необходимости можно будет купить и позже. Следующий шаг – расстановка теплиц для растений и ящиков для грибов, чтобы вы могли обеспечить себя ингредиентами. Где-нибудь неподалёку также нужно расположить складские паллеты и котёл для варки зелий – он станет сердцем вашего бизнеса. Кроме того, оборудование нужно ещё обслуживать: с плантациями и перемещением грузов справится даже разнорабочий, но и без алхимика вам тоже не обойтись. Заодно можно нанять продавца, чтобы было кому стоять за кассой и провожать клиентов к шкафам с продукцией – не забудьте их тоже приобрести. Вот теперь всё готово, чтобы произвести первые зелья и начать их реализацию. Остался только один нюанс – рецепты для этих зелий придётся тоже создать самому!


Доступная территория невелика и жёстко ограничено, но тесно вам станет отнюдь не сразу

Алхимия в Potion Tycoon опирается на сочетания четырёх стихий и четырёх же реагентов. В простом котле разрешено смешивать лишь по одному элементу из обеих категорий – то есть возможны шестнадцать потенциальных комбинаций. Каждое растение или гриб содержат одну или две стихии (либо один или два реагента), а также от двух до трёх примесей – число составляющих всегда равно четырём. Примеси могут быть как полезными, так и вредными: повышающими токсичность продукта, улучшающими его эффективность, добавляющими аромат. Причём у некоторых грибов и растений ключевая составляющая может быть одинаковой, а все различия будут именно во второстепенных эффектах – правильно их подобрав, вы можете сделать более привлекательное зелье, чем ваши конкуренты. Избавиться от невыгодных примесей, а также от лишней стихии или реагента помогает обработка ингредиентов: варка, соление и прочие близкие к кулинарии процессы. Для них необходимо установить дополнительное оборудование в лабораториях, а также нанять одного-двух технологов, но результат того стоит: иначе в Potion Tycoon успеха никак не достичь.


Под обработку ингредиентов нужно отдельное помещение – процессы, наверно, слишком токсичны

Грибы и травы растут, рецепт придуман, алхимик мешает зелья половником, линия розлива установлена, и разноцветные скляночки уже стоят на витринах. Однако всё это ещё не гарантирует, что ваш довольно-таки годный товар сможет привлечь множество покупателей – в Potion Tycoon огромную роль играет маркетинг. В первую очередь, необходимо правильно подобрать цену: найти оптимальный баланс между популярностью зелья и прибылью с каждой бутылки. Во-вторых, не помешает заказать рекламную кампанию: их в игре несколько видов, и иногда однократная трата даёт очень заметный и долгий эффект (а иногда – нет!). В-третьих, необходимо нарабатывать репутацию: зелья делятся на несколько типов, и если вы акцентируетесь на каком-то одном, то можете быстро завоевать любовь его потребителей, но будет трудно привлечь в магазин всех остальных. В-четвёртых, порой к вам обращаются особые заказчики – знаменитости, способные щедро отблагодарить за выполнение их условий. Одной из наград как раз может быть повышение вашей известности и репутации среди колдунов или паладинов, например. В-пятых, на привлекательность зелий можно и нужно влиять их упаковкой – выбирая красивые склянки и пробки. И наконец в шестых, надо следить за комфортом покупателей: как украшая торговый зал, так и размещая в нём указатели, а по возможности ещё и добавляя артефакты, восстанавливающие клиентам выносливость, чтобы они не уходили раньше времени с пустыми руками.


Зельям можно выдумать оригинальные рыночные названия – торговые марки – чтобы потом самому в них запутаться

Помимо клиентов устать могут и ваши сотрудники, так что для них следует обустраивать комнаты отдыха с мебелью, декорациями и артефактами. Кроме того, чтобы от трудящиеся были полезней, их можно повысить, добавив им новые навыки на свой выбор – только учтите, что и зарплата у них сразу же вырастет. Продвинутые сотрудники будут быстрее перемещаться, выращивать больше ингредиентов, создавать более эффективные зелья и так далее. Без экспертов в своём деле невозможно всерьёз заниматься исследованиями – открывать доступ к продвинутому оборудованию и алхимическим процедурам. Игнорируя прогресс и науку, вы точно не сможете стать конкурентоспособными: уже хотя бы по той причине, что технологии позволяют создавать зелья из более чем двух активных ингредиентов, значительно повышая привлекательность продукта. Исследования стоят денег и времени, но это та инвестиция, которая непременно окупится – её не стоит откладывать далеко на потом, иначе может быть слишком поздно.

Сложность и комплексность Potion Tycoon превращают её в игру не для всех – делают явно нишевой – но их нельзя однозначно назвать недостатками. Наоборот, именно эти характеристики придают симулятору индивидуальность и уникальность, что очень важно при нынешнем изобилии игр. Однако есть важный нюанс: периодически сложность Potion Tycoon становится совершенно безжалостной, а кроме того иногда выглядит ещё и бесчестной – даже если по факту всегда одинакова. Стартовый капитал в игре кончается быстро, и если вы неумело им распорядитесь, то есть риск на пару часов застрять в финансовой яме, возникшей всего за пять минут. Любая мелочь считается: неверно выставленный лимит выращивания одних ингредиентов приводит к забитому складу и сильно вредит производству других; неидеально расставленные шкафы с товаром оказываются обделены вниманием потенциальных клиентов; а инвестиция в маркетинг может дать околонулевой «выхлоп» из-за совокупности внешних факторов. Но хуже всего, что порой вы не можете повлиять на ситуацию: если в начале очередной партии вам не повезло получить выгодные семена и споры грибов, то вы сразу оказываетесь в проигрышной ситуации. Конкуренты уходят вперёд, гребут огромную прибыль и вовсю инвестируют её в исследования, а вы экономите каждый полученный грош, чтобы исправить своё положение.


Игра пока ещё в «раннем доступе», и у неё есть потенциал стать несколько более увлекательной

Высокая сложность и немалая глубина Potion Tycoon по-своему интересны и заслуживают уважения, однако геймплей из-за них становится нудным – в нём очень мало что развлекает. Разработчики могли бы сделать, чтобы приготовленные зелья помогали героям совершать невероятные подвиги и рубить головы монструозным драконам, но вместо того рейнджеры и паладины напоминают простых обывателей в супермаркете. Самое яркое, что есть в игре – процесс подборка пробочек и бутылочек для уже изобретённого нового зелья, а это не что бы стимулирует копаться в тонкостях игрового процесса и одолевать нескончаемые препятствия. Играть в Potion Tycoon совершенно не весело, несмотря на порой ироничные тексты и персонажей с претензиями на комедийность.

60
Приготовление волшебных зелий и последующая продажа их фэнтезийным героям – занятия по умолчанию увлекательные, и в разных играх мы уже видели тому доказательства. Однако авторы Potion Tycoon почти не использовали потенциал выбранного ими сеттинга, а геймплей сделали максимально суровым, почти не прощающим даже малейших ошибок. Научиться играть в Potion Tycoon, победить её, одолеть – интересно, но после этого она ничем больше не вознаграждает и не привлекает. В ней маловато контента и минимум развлечений, хотя основа игры неплохо продумана и даже в некотором смысле красива.

Обзор написан по цифровой версии игры для ПК. Все снимки экрана, использованные в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
1 комментарий, 39 479 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
Virus_Maxwell — 11.04.2023 в 15:51
Пластмассовый охотник за трофеями
10
Наверное, одна из самых специфичных категорий игр: задумка хорошая, но реализация подкачала.
С одной стороны, да, сложность и глубина тут очень даже хорошие, нужно учитывать приличное количество моментов, важно понимать что мы делаем, для чего/кого и как, продумывать несколько вариантов наперёд. По итогу всегда иметь пару запасных планов на случай форс-мажора.
Звучит классно, но вот, опять же, это указали - награда за всё это... её нет. Извините, чуть по другому, она слишком незначительная. Ты словно строитель, которому сказали демонтировать здание, но инструмент дадут когда-нибудь потом. Вот ты смог сломать неказистый забор руками, и на своём горбу всё это вывезти... тебе дают молоток и верёвку... но у тебя перед глазами уже крепкая и крайне прочная веранда. Этот молоток был бы нужен для забора, но явно не сейчас. И вот ты смог-таки снести веранду... тебе дают пилу. Ура! Но перед тобой каменный дом... Да, вроде процесс идёт, но вот удовольствие никак не соотносится с тем, что ты делаешь.
Хорошо, я не прошу вариант вроде серии Atelier, где всё сделано веселее, проще, задорнее... Нет, это отдельная серия со своими скелетами в шкафу. Но хотелось бы, чтобы в подобных глубоких играх, мы и удовольствие получали. Да, можно вспомнить простые симуляторы Theme, вроде Theme Hospital или Sim Theme Park. Там глубина, пусть и небольшая, была, но погружаясь и награды росли очень хорошо. Либо тот же Game Dev Tycoon. Где на начальном этапе проблем было... ладно, почти ноль. Зато с ростом начинались и нюансы, и вопросы, и появлялась необходимость рисковать. Но и чувство победы было.
Стоит ли ознакомится? - да, стоит. Проект-то интересный по сути. Но нужно морально готовится и к рефанду.