Romance of the Three Kingdoms 13
三國志13
Обзор Romance of the Three Kingdoms XIII
Varyag_Ericsson
120
Мало кто не слышал про «Троецарствие», захватывающий роман о падении династии Хань с последующим расколом Китая на три независимых царства — Вэй, Шу и У. Несмотря на то, что этот труд считается художественным романом, чуть менее, чем полностью он основан на летописях Чэнь Шоу, придворного историка того времени. Впрочем, художественный окрас романа не менее силён, чем его историческая основа — Ло Гуаньчжун позволил себе существенно приукрасить события различной степени вымыслами, а также придать действующим лицам дополнительные положительные и/или отрицательные черты, повлияв на их восприятие читателем.

Тем не менее, огромная популярность романа в Китае и за его пределами, обеспечила возникновение большого количества произведений на его основе, таким образом закрепив изменённых Ло Гуаньчжуном персонажей в качестве стереотипных. Помешанный на своей силе здоровяк Лю Бу, страдающий комплексом бога в ранней стадии Цао Цао, слишком добрый для своего периода Лю Бей и так далее — все эти исторические личности реальны, но их настоящие характеры могли существенно отличаться от тех, что мы видим в книгах, играх, фильмах и сериалах.


Однако я бы не сказал, что данные отличия имеют сколь-либо важное значение и влияют на восприятие произведений на основе «Троецарствия». Мы неоднократно рассказывали нашим читателям про сериал Dynasty Warriors, который на протяжении почти десятка инсталляций отправляет игроков самое пекло сражений между тремя китайскими королевствами. Сегодня же я хочу вам рассказать стратегической игре, которая позволяет игрокам это самое пекло устраивать и контролировать — Romance of the Three Kingdoms XIII. Проект является тринадцатой номерной частью в серии, берущей своё начало в 1985 году, и на данный момент это не только самая многогранная стратегия на PlayStation 4, но и самая развитая игра в своём сериале. Пусть и не самая запутанная.


Я не играл во все-все Romance of the Three Kingdoms, но несколько частей франшизы застал очень плотно — одну на SEGA Mega Drive II/Genesis, парочку на PlayStation One и одну на PlayStation 2. Кажется, так. Поколение PlayStation 3 для меня прошло мимо «Троецарствия», поэтому выход тринадцатой части получился очень хорошим предлогом для возвращения в Китай 180-х годов. Пусть я и не отношу себя к большим поклонникам игр стратегического жанра, но порой очень хочется окунуться в их особую атмосферу и игровой процесс. Так было с Nobunaga Ambition: Sphere of Influence, так случилось и теперь.



Древнекитайское гостеприимство!

Прежде чем начинать рассказ непосредственно о новой Romance of the Three Kingdoms, следует отметить важный, как мне кажется, нюанс — эта франшиза отличается довольно высоким порогом вхождения для новичков и будет сложна даже для опытных стратегов. Это связано со своеобразным подходом Koei Tecmo к стратегиям как таковым, и сравнивать их игры с флагманами жанра, такими как Civilization или Total War, не следует. Слишком уж эти стратегии разноплановые в вопросах игрового процесса и доступных игроку инструментов влияния на мир. Игры Koei Tecmo по глубине и масштабам до них однозначно не дотягивают, но в консольной нише они занимают уверенные позиции, сколько себя помню. Начиная с Aerobiz, Genghis Khan и Uncharted Waters 2: New Horizons, и вплоть до современных проектов, упомянутых выше.

С первых минут игры, Romance of the Three Kingdoms предлагает игрокам возможность окунуться с головой в масштабные сценарии, где выбрав одну из сторон мы будем пытаться объединить Китай. Здесь представлены довольно известные исторические битвы и происшествия, а также фактически все возможные исторические личности, от правителей и министров, до рядовых офицеров и их жён. Но прежде чем сигать с места в карьер, как это сделал я и потом прогревал, рекомендую сначала пройти хотя бы несколько глав местного «Режима героев» (Hero Mode). Это тренировочно-сюжетный режим, который под разными историческими предлогами и происшествиями обучит игрока всем основным игровым механикам: торговле, механике и войне. И, разумеется, их составляющим — развитию отношений, обучению войск, улучшению городов, взаимодействию с офицерами и так далее.

В пределах Hero Mode, игроку в каждой главе ставится ряд конкретных целей, по достижению которых глава заканчивается и начинается новая, продолжая историю и показывая её с другой перспективы. Достижение целей является обязательным условием прохождения режима, но кое-какая свобода игрокам всё же даётся. Например, выполняя задание по налаживанию отношений с другим царством, игрок может приложить для этого дела меньше или больше усилий — пытаться добиться желаемого как можно скорее, или же повышать вероятность успеха до 100%, подкупая и уговаривая чиновников, знакомясь с ними и налаживая контакты. Второй вариант потребует провести исследование города, пообщаться с министрами и генералами, получить пару-тройку представляющих писем — в игре нельзя просто так прийти к незнакомому персонажу, предварительно необходимо обзавестись знакомством с его знакомым(-ой), который(-ая) представит ему персонажа игрока.



В каждой кампании игрока ждёт множество квестов и событий. Настройки проекта позволяют настроить игру так, чтобы каждый мог играть комфортно — сложность, агрессивность врагов, течение времени, смертность офицеров и многое другое.

В плане развития отношений эта игра сделала крутой шаг вперёд по сравнению со своей напарницей по жанру и консоли — Nobunaga’s Ambition. Последняя тоже непростая, но её порог вхождения ниже, а разнообразие внутриигровых механик значительно меньше. Хотя я бы не сказал, что одна из этих игр однозначно и существенно лучше/хуже другой — разные периоды и серии, основанные на разных же ключевых механиках. Благодаря этому они ощущаются очень обособленно, что исключительно положительно влияет на разнообразие стратегического жанра в рамках PlayStation 4. Конечно, обе игры вышли ещё и на РС, но там они скорее строго на любителя — на этой системе правят бал другие стратегические серии, ещё более комплексные и масштабные.



Примерная картина китайского Троецарствия.

Так, в Romance of the Three Kingdoms на удивление сильный RPG-элемент, в общем-то нестандартный для игр подобного типа. В зависимости от различных действий игрока и выдаваемых им заданий своим офицерам, будут изменяться параметры персонажей. Например, в результате успешных переговоров и убеждении оппонента в своей правоте, повысится интеллект победителя. То же касается боевых операций. Разработчики представили две крутые механики, позволяющие игроку принимать наиболее активное участие в дипломатических и военных дуэлях: проводя переговоры или сражаясь в битвах, оппонент игрока может вызвать его на дуэль. Они представляют собой своеобразную игру «камень-ножницы-бумага», но в несколько расширенном виде. У каждой стороны есть пять действий, которые имеют те или иные особенности и по-разному реагируют друг на друга. Смысл дуэли: выбрать наиболее выгодное действие, предугадав, что выберет противник. Если победитель не определяется за пять раундов, то побеждает участник с наибольшим количеством энергии.

Дуэльные механики используются во множестве действий — это может быть любой спор между персонажем игрока и другим героем (стражем ворот, правителем другой страны и так далее), патрулирование городских улиц в поисках бандитов или же масштабное сражение. Именно так, во время осады или защиты крепостей/городов, один из воинов также может предложить игроку поучаствовать в дуэли, победа в которой обеспечит немалое преимущество. Помимо прокачки путём дуэлей, дипломатии и войн, персонаж игрока может обращаться к знакомым ему офицерам за помощью в познании того или иного ремесла. Кроме того, общение с офицерами и знакомыми повышает уровень взаимоотношений с ними, что в последствии положительно сказывается на общей атмосфере в царстве. Верные союзники нужны всегда!



Дуэли здесь не на шутку увлекают. Они анимированы и озвучены. Причём озвучку можно выбрать между японской и китайской! Максимальное погружение.

Все эти аспекты, включая необходимость развития городов, постройки различных военных, культурных и учебных заведений, заключения альянсов и марьяжей, патрулирования и захвата крепостей, укрепления подконтрольных городов и прочая-прочая, будут очень дотошно и грамотно рассказаны в Hero Mode. Сопровождаемые обучение диалоги и исторические фрагменты помогут наилучшим образом запомнить и проникнуться наработками команды Koei Tecmo. Мне кажется, что многим разработчикам следует поучиться столь интересному подходу к ознакомлению игрока с проектом.

Но самая крутая часть Romance of the Three Kingdoms XIII — это, вне сомнений, сценарии. В них игроки могут стать любым из доступных персонажей эпохи Троецарствия и объединить Китай. Силой дипломатии, большими деньгами или военной мощью — решать строго играющему. Но, ка правило, эти три параметра работают в унисон. Кроме того, военный аспект в игре очень хорош — мы управляем целыми отрядами бойцов различных типов, будь то пехота, конница или лучники, можем отдавать им различные команды, определять цели и мотивировать. Кроме того, озаботились разработчики и морскими сражениями, поэтому в распоряжении армий есть как лодки, для быстрого пересечения рек, так и боевые корабли для осады прибрежных городов и крепостей.



В игре полностью проработаны сражения и даже перемещение персонажа игрока по карте между городами.

В режиме сценариев у игрока есть некая общая цель, к которой он может идти так, как посчитает нужным. Более того, в игре можно создать собственного персонажа и пройти увлекательный путь от простого наёмника, до губернатора, министра, а затем и правителя государства. Механики развития отношений и дуэли очень хорошо располагают к комфортной реализации такой задумки. Гораздо более комфортно и интересной, чем она была в Bladestorm: Nightmare, где игроки также могли создать своих наёмников и пробиваться к вершинам славы и власти.

На протяжении всего своего исторического пути, наш персонаж, кем бы он ни был, будет вынужден отстаивать свои взгляды. Даже король, например Цао Цао, принимая те или иные ключевые решения, касающиеся дальнейшей политики государства, не может просто сказать «Будет вот так, потому что because!». Ему придётся настаивать на своём и переспорить оппонентов в дипломатической дуэли. Этим оппонентом может быть не только представитель другого царства, но и собственный советник или офицер, находящийся в прямом подчинении Цао Цао. Так что перед нами не игра про единоличного и всегда всё решающего самостоятельно правителя, за этим к Tropico 5. Здесь сомнительные решения игрока часто будут сталкиваться с несогласными в правительственных верхах.


Техническая реализация всех задумок разработчиков определённо радует, пусть и не лишена огрехов. Чаще всего они встречаются в производительности и адаптации управления под контроллер — как и в случае Nobunaga’s Ambition, в Romance of the Three Kingdoms есть проседания кадровой частоты, хотя визуально проект выглядит довольно симпатично. неплохо детализированная карта мира и поля сражений, красивые сюжетные вставки и традиционно прекрасные иллюстрации — всё это создаёт хорошую атмосферу Древнего Китая. Управление в целом адаптировано неплохо, но в первые несколько часов к нему придётся привыкать. Особенно к переключению между блоками интерфейса — на некоторых снимках экрана внизу можно увидеть прямоугольные продолговатые блоки с маленькими портретами — это текущие действия, на которые следует обращать пристальное внимание. Там могут появиться просьбы о помощи и новые текущие задачи.

В целом, я очень доволен тем временем, что провёл в Romance of the Three Kingdoms и уверен, что неоднократно вернусь в данную игру. Она не на шутку увлекает тем, какие возможности раскрывает перед игроком для реализации его амбиций в виртуальном мире. Принимать решения, влияющие на целое царство, его союзников и противников, участвовать в схватках и дипломатических дуэлях, познавать историю совершенно чужой и такой своеобразной культуры — всё это мне очень интересно. И если вы разделяете данные увлечения, мыслите подобным образом и интересуетесь чем-то новым, тогда «Повествование о трёх царствах» скорее стоит вашего внимания, чем нет. Но это определённо не игра для массовой аудитории, даже не для каждого поклонника стратегий. Преимущественно из-за своей сфокусированности на Древнем Китае, что не обязательно будет интересно всем стратегам. С другой стороны, в плане стратегической глубины и разнообразия, аналогов на PlayStation 4 просто нет.



Ведите свою политику мудро, а не то может приключиться что-то вот такое...

85
Вышедшая в честь тридцатой годовщины франшизы, Romance of the Three Kingdoms XIII для PlayStation 4 и PC представляет собой нишевую, но потрясающе разнообразную и сложную стратегическую игру, с большим количеством увлекательных механик. Консольным игрокам, нечасто балуемым столь запутанными и многогранными стратегиями, эта игра может показаться слишком сложной. Порог вхождения у неё действительно высок. И он немного иного характера, чем у Total War или Civilization. Если вы любите сложные стратегии, вас привлекает период китайского Троецарствия и вы готовы только на обучение потратить от пяти и более часов — новая инсталляция «Повествования о трёх королевствах» будет отличным выбором.

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
7 комментариев, 22 081 просмотр
Подождите, идёт загрузка...
XXX-007 — 24.07.2016 в 17:50
Деревянный охотник за трофеями
0
Жаль не на русском языке, на Ps 2 играл, добротная стратегия))
Kazuma-2 — 24.07.2016 в 18:19
Серебряный охотник за трофеями
25
Cпасибо за обзор, очень чётко разложили всё по полочкам!
Отличный фильм есть про Троецарствие от Джона Ву: "Битва у Красной Скалы". Тони Люн, Такеши Канеширо, массовка, корабли, кунг-фу, любовь, все дела... и ... естественно с русским переводом.
А тут сложная историческая стратегия, высокий порог вхождения, множество игровых механик, куча разборок между персонажами... и всё это на английском.... Была бы на русском, вполне возможно количество её счастливых обладателей-форумчан и было бы больше одного!!!
И это при том, что игра лежит в ру-сторе без проблем: Romance of The Three Kingdoms 13 и бонус
Varyag_Ericsson — 24.07.2016 в 18:39
Nippon Ichi Fan
15
Kazuma-2, я думаю, что обладателей-форумчан однозначно будет больше, когда игра появится на распродаже. Какой бы хорошей она ни была, но проект слишком специфический и мало кто захочет ухватить его горяченьким по фуллпрайсу. 3.5к рублей слишком высокая цена для него при нынешней ситуации. Вот за 2к я её рекомендую взять всем, кому интересны стратегии. Оправдает такую цену с лихвой. 3.5к оправдает только при соблюдении всех упомянутых в обзоре условий — любовь к стратегиям, интерес к Троецарствию и т.д. Плюс возможность отвалить такую сумму за игру.
Kazuma-2 — 24.07.2016 в 18:49
Серебряный охотник за трофеями
0
Это точно! Нишевая игра она и в Африке - нишевая игра. Любители - возьмут, а вот сомневающихся можно привлечь лишь нишевой ценой. И, как я уже упоминал, нормальной текстовой локализацией!
M_E_Ghaleon — 24.07.2016 в 19:16
Magic Emperor
2
Как правильно сказал Варяг - ждем скидок господа!) Единственное, что мне понравилось из стратегий, это серии С&С и Ред Алерта. Брадство НОД во главе с Кейном в 3 части было просто Агонь!) Но тот факт, что на консолях игр в жанре стратегии становится всё больше и больше не может не радовать
Nobunaga — 27.07.2016 в 11:18
Бумажный охотник за трофеями
0
Сообщение от Varyag_Ericsson
Несмотря на то, что этот труд считается художественным романом, чуть менее, чем полностью он основан на летописях Чэнь Шоу, придворного историка того времени.
Я бы, кстати, даже к Чэнь Шоу и его Саньгочжи относился со скептицизмом небольшим. В частности к биографиям офицеров Шу, потому что Чэнь Шоу при их составлении опирался на хроники написанные Чжугэ Ляном, а Чжугэ Лян, извините, сами знаете откуда и кто он.

А так-то обзор хороший. Расписано всё очень даже качественно. Если будет время, поиграю. (хотя я всё ещё Амбиции Нобунаги нормально не поиграл, мда)

Grapefruit — 29.07.2016 в 15:12
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Мне тут нашептали, что эти вот современные стратежки от КОЕИ - упрощения и шаг назад Насчет Романса Королевств не знаю, но Nobunaga's Ambition Sphere of Influence и в подметки не годится пс2шной Iron Triangle ><