Представьте себе красочный мультипликационный мир, где все механизмы, созданные человечеством, работают с помощью своеобразных моторов, действие которых обеспечивается древними ископаемыми — реликтами. Человечество процветает, но на фоне футуристических зданий, огромных воздушных кораблей, будто сошедших с экрана «Звёздных войн», и различной робототехники, мы видим красивую природу, неприступные скалы и технику уровня начала прошлого века нашей с вами реальности — одномоторные винтовые самолёты, простенькие машины и многое другое. Гармонию портит лишь одно — вторгающиеся на земли людей гоблины. Много лет тому назад отгремела «Война за кристаллы» между гоблинами и людьми, в которой победили последние, а клыкастым созданиям пришлось уйти в собственные «заповедники». Но теперь они решили вернуться и взять реванш под предводительством нового лидера — Гандахара. А не дать гоблинам победить должен маленький «реликтовый герой» Нэк, в новой одноимённой игре для PlayStation 4 — Knack.
Я не просто так упомянул про «Заповедник», ведь в Knack есть собственный профессор Максвелл, только зовут его доктор Варгас, он тоже жаждет знаний и стремится к открытиям. Варгас — гениальный учёный, около двух десятков лет изучавший различные реликты и в итоге создавший Нэка, главного героя этой игры. Кстати, это чудное создание мне очень напомнило замечательного пушистого пришельца Альфа. Только он ни разу не пушистый, а очень даже наоборот. Ну, голем есть голем, что с него взять. Как и у любого уважающего себя гениального учёного, у Варгаса есть собственный ассистент — мальчонка Лукас, чьи родители покинули белый свет, а дядя корчит из себя последнего героя боевика, путешествует по миру и покоряет вершины. Именно с этой четвёркой персонажей нам предстоит провести добрый десяток-другой часов в Knack, сражаясь с гоблинами, стражами, роботами и прочими супостатами. Честно говоря, сюжет игры очень неоднозначен. Он одновременно глуп и наивен, но в то же время навевает воспоминания о том времени, когда игры такими и делали — с простенькой, но ненавязчивой историей, по течению которой плывёшь, то и дело долбя три кнопки на контроллере.
Ведь именно так можно описать игровой процесс Knack — долбёжка трёх кнопок на протяжении всей игры. Перед нами самая классическая трёхкнопочная молотилка из девяностых с красочной графикой, красивыми мультяшными персонажами и героем в виде «реликтового магнита«, который может состоять как из десятков, так и из тысяч частиц, что соответственно повлияет на его размер, подвижность и физическую силу. В этом кроется основная игровая особенность проекта — команда Марка Сёрни не задействовала ни одной новаторской функции нового контроллера DualShock 4, никаких голосов из динамиков или индикации уровня здоровья с помощью подсветки, как в «Killzone: В плену сумрака», зато демонстрация возможностей железа новой консоли Sony, то, как лихо она способна обрабатывать физически верное поведение тысяч частиц. Выглядит это красиво и эффектно, когда на наших глазах полностью меняется масштаб игровой местности, пропорционально тому, как растёт наш герой. Ещё недавно пугавшие нас своим размером противники вскоре покажутся равными, а затем и вообще превратятся в мелких насекомых, которых просто можно давить. Нэк неумолимо растёт, его удары начинают наносить значительно больше повреждений, но перемещается он всё медленнее, а прыгает довольно неуклюже. Зато начинает бросаться машинами и танками!
Для разнообразия особенностей нашего героя, разработчики вновь обратились к классике приключенческих платформеров более чем десятилетней давности, например к Banjo-Kazooie — разместили по игровым областям тайники с сундуками, в которых лежат кристальные реликты и запчасти для хитрых устройств. Для создания устройства, нужно собрать определённое количество запчастей, причём выпадают они из сундуков совершенно случайным образом. Если кто-то из ваших друзей уже прошёл данный игровой участок и нашёл сундук, в котором сейчас роетесь вы, то рядом с отображением вашей находки появится имя друга и то, что нашёл в этом сундуке он. Зачем? Социальная особенность игры в том, что если ваш друг нашёл более нужную вам деталь, или кристальный реликт, чем та, что нашли вы, то можно вместо собственной находки выбрать приз товарища. Совершенно безвозмездно, естественно. Это, похоже, такой хитрый мотиватор для добавления в список друзей незнакомых игроков, владеющих игрой. Не зря же теперь список друзей в PSN может достигать 2000 человек. Из запчастей собираются довольно полезные устройства, например батарея, позволяющая накапливать дополнительную единицу солнечной энергии для суперудара, или детектор секретов, который начинает пищать при нахождении Нэка недалеко от секретной комнаты с сундуком. Собранные кристальные реликты, которых надо накопить от десяти до двадцати штук, в зависимости от типа, позволят открыть новые особенности Нэка — сделать его «вампиром» благодаря рубиновым реликтам, или же превратить в источник солнечной энергии, посредством солнечных кристальных реликтов.
К слову о солнечной энергии. В игре она содержится в различной величины кристаллах, которые разбросаны по всему игровому миру. Но самая большая их концентрация, естественно, на производственных мощностях, которые работают благодаря этой самой энергии. Нэк, будучи созданием из реликтов былой цивилизации, тоже не против подкрепиться солнечной энергией, которая накапливается в его внутренних импровизированных батареях, и позволяет проводить суперудары. Всего таких суперударов три: ударная волна, торнадо и дистанционная атака. Каждый приём требует одной полной шкалы солнечной энергии. Изначально Нэк способен накапливать три такие шкалы, но в процессе игры можно сварганить гаджет, который позволит увеличить это число. Ударная волна, это идеальный приём в случае, если нашего героя окружает несколько мощных противников, впрочем торнадо тоже может помочь, хоть и не столь эффективно. Хотя выглядит оно довольно эффектно со всеми этими мелкими реликтами, кружащимися в воздушной воронке. Дистанционная атака, как по мне, самый полезный приём при прохождении игры, поскольку позволяет поразить до трёх целей на расстоянии, а больше всего проблем доставляют именно стрелки противника. Вообще расположение врагов в этой игре категорически грамотное, очень часто каждая ошибка здесь стоит виртуальной жизни маленького реликтового существа.
Очень хорошее расположение противников позволило создать в этой простенькой игре, этаком «привете из девяностых», ощутимый вызов для игрока, по крайней мере на высоком уровне сложности, на котором я и начал играть. Пожалуй, без преувеличений будет сказано, во время прохождения Knack я умер больше раз, чем за пять прохождений Demon’s Souls и четыре прохождения Dark Souls. Здесь любой противник может убить фактически с первого удара, причём, похоже, степень получаемых повреждений напрямую зависит от того, куда угодила атака врага. Если, допустим, гоблин в механическом экзоскелете метнул в Нэка циркулярную пилу, и она лишь слегка парой зубцов чиркнула по реликтам, то это может вообще не повлиять на полоску жизни. А вот стоит этой пиле добраться до ядра в груди нашего героя, как вся его сила притяжения моментально исчезнет, и придётся переигрывать заново с контрольной точки. Что в этой игре очень огорчает — так это отсутствие сохранений по контрольным точкам глав. Всего здесь не много не мало, а пять десятков глав, естественно с учётом глав промежуточного характера, вроде 1-1, 1-2 и так далее. Ведь игра их считает отдельными. И при выходе из игры посреди или даже под конец главы, начинать её придётся заново. Прогресс контрольной точки не сохраняется, а после выбора «Продолжить» в главном меню игры, нас приветствует начальный ролик главы, которую мы не прошли.
В Knack приятная мультяшная графика и хороший игровой дизайн, всё-таки сразу чувствуется рука Марка Сёрни, с его опытом в жанре трёхмерных платформеров. Поклонники Крэша Бандикута или Спайро будут определённо рады визуальной части данной игры. Но не стоит ждать ничего сверхъестественного. Единственная особенность этой игры, которая ярко показывает, что мы играем на консоли нового поколения, кроме, конечно, значительно более удобного контроллера и возможности снятия скриншотов и видео, так это прекрасная работа с мелкими частицами. Но и она, должен отметить, время от времени сбоит. Когда наш Нэк становится очень большим, наращивая на себе множество мелких реликтов и деталек, после применения суперудара, отчётливо видно, как в игре проседает частота смены кадров, изображение просто начинает плыть. Это недолгое явление, но заметное. Зато очень классно выглядят эффекты, когда Нэк наращивает свою массу из ледышек, металла или дерева, и лёд начинает плавится на солнце, а на деревянные брусочки попадает огненная искра и наш герой превращается в ходячий факел. Данные явления недолговечны, возле полоски жизней появляется маленький кружочек, символизирующий циферблат, и отсчитывает время оставшееся до полного исчезновения той части массы Нэка, которая состоит не из реликтов. Но если вот взять и враз всю мультяшную обёртку и особенности работы с частицами убрать, то перед нами окажется классический трёхмерный платформер для PlayStation One, настолько в игре нет ничего «некстгеновского».
Зато есть испытания для игроков, которыми можно себя занять даже после прохождения игры, а также возможность своеобразной «Новой игры плюс». Пройдя игру, можно выбрать в меню «Продолжить» и вся история начнётся заново, вот только наш герой сохранит все собранные за прохождение детальки и кристальные реликты. Необходимый режим для того, чтобы получить часть игровых трофеев и открыть новые виды Нэка — отравляющего, солнечного, Нэка-вампира и другие. А испытания делятся на два типа: раундные битвы а-ля сражения в Колизее, и пробежка определённых участков уровней на время. За что тоже есть свои трофейчики, столь нужные для одной из первых платин на PlayStation 4. Кстати вот платина тут далеко не из лёгких — сама игра на высокой и очень высокой сложностях представляет собой определённое испытание для любого игрока, потому что Нэка могут «разобрать» с одного удара, а сбор всех кристальных реликтов и выполнение условий, связанных с особыми типами Нэка, открываемыми за эти реликты, потребуют дополнительных прохождений и перезапусков глав. Таким образом, базовые десяток-полтора часов на первое прохождение, раздуваются раза в два, а то и больше, в зависимости от игрока.
Музыка в игре приятная и настолько же ненавязчивая, как ей история, а вот игра актёров озвучивания в некоторых моментах оставляет желать сильно лучшего. Да и не только актёров, не совсем ясны некоторые шаги сценаристов. Дело в том, что даже в наивной и глупой истории, бывают эмоциональные моменты, но в этой игре они убиты на корню либо по указу сценаристов, которые не прописали эмоции, либо по вине актёров, которые решили обойтись без них. Скорее первое, конечно. Из-за этого, некоторые игровые моменты вызывают лёгкое недоумение из-за сухости или монотонности происходящего. Казалось бы, именно здесь можно было, и нужно было, разбавить историю, но нет. Сценаристы решили иначе, поэтому история Knack не вышла за рамки глупой и наивной детской сказки в а-ля Pixar-обёртке.
Как и обещалось, будучи одним из лаунч-тайтлов консоли PlayStation 4, Knack хоть и не использует сполна все особенности консоли или контроллера, благодаря чему совершенно нет ощущения игры на «консоли нового поколения», зато присутствует основательное погружение в классику PlayStation из детства многих игроков, но она полноценно поддерживает «Дистанционное воспроизведение» — трансляцию игрового процесса и управления на систему PlayStation Vita. Я более чем уверен, что простецкий игровой процесс «долбим три боевые кнопки» создан именно с оглядкой на ограниченность PlayStation Vita в сравнении с домашней консолью, в плане комфортности управления. Поэтому здесь не задействованы «шифты» и аналоговые кнопки, недостаток которых наблюдается на портативной консоли Sony. Поэтому в Knack просто чудесно реализовано дистанционное управление, я прошёл с ним больше десятка игровых глав и не встретил никаких тормозов или неудобств, как, например, в случае с Assassin’s Creed IV: Black Flag, где постоянно приходится использовать неудобные сенсорные «заменители» аналоговых кнопок и вторых «шифтов». Сетевой игры в Knack нет, но есть приятные социальные элементы — деление находками и таблицы лидеров, которые могут смотивировать игроков добавлять в списки друзей PSN владельцев игры, лишь с целью получения большего спектра выбора при нахождении сундука с запчастью или реликтом. Встроенные в PlayStation 4 возможности снятия скриншотов и записи видео, посредством нажатия кнопочки «Share» на DualShock 4, работают в этой игре замечательно, но с задержкой, то есть скриншот создаётся не в момент нажатия кнопки, а через секунду, или около того. Более того, каждое нажатие «Share», выбрасывает нас на специальный экран, где предоставляется выбор — загрузить созданный снимок экрана, или же загрузить видео последний пятнадцати или менее минут игрового процесса. Неудобно, несколько нарушает течение игры, честно говоря. Лучше бы сделали так, что нажатие «Share» просто снимает скриншот в фоновом режиме и сохраняет его в библиотеку изображений игрока, а вот нажатие и удержание в течение, скажем, секунды, уже выводит меню опций загрузки снимка или видео. Не сделали разработчики, можем сделать мы самостоятельно, с помощью настроек кнопки «Share» в меню консоли.
Если вы счастливый обладатель iPhone или другого мобильного устройства на iOS, то в iTunes уже доступна небольшая программа-компаньон Knack's Quest для Knack, представляющая собой мини-игру в лучших традициях различных «Монтезум» и Bejeweled. В ней нам предлагают совмещать объекты одного типа, таким образом собирая частички реликтов и наращивая массу Нэка. Чтобы пройти уровень, нужно сделать Нэка достаточно большим. В качестве наград, в этой игре можно получить различные плюшки для основной игры, вроде кристальных реликтов, которые затем можно отправить на PlayStation 4, таким образом существенно сократив себе время прокачивания Нэка и срезав путь к платиновому кубку. Если вы, конечно, нацелены его получить. Приложение-компаньон для устройств под управлением Android обещает появиться в скором времени.
70Knack получился занимательной и продолжительной игрой, созданной по всем канонам жанра трёхмерных маскот-платформеров времён PlayStation One и PlayStation 2. Простенькое управление и отсутствие каких-либо современных его особенностей, вроде гироскопа и сенсорной панели DualShock 4, что исключительно положительно отражается на использовании функции «Дистанционное воспроизведение», потому что играть на PlayStation Vita в эту игру очень удобно и нет никакого дискомфорта, связанного с управлением. Knack передаёт всем игрокам горячий привет из того времени, когда можно было сделать красочную игру, с непримечательными персонажами, совершенно глупым и наивным сюжетом, трёхкнопочной и однообразной боевой системой. Вот только в то время, в девяностых, такая схема работала отлично и-за отсутствия широких технических возможностей, но сейчас такое не очень прокатит в случае игры ААА-класса, лаунч-тайтла новой консоли. Knack заденет многие струны тех игроков, кто с PlayStation уже многие годы, но как ни крути — это не более чем хорошая игра, с незатейливым сюжетом, отличной сложностью, красивой картинкой и примитивным игровым процессом.