«Когда благодатная зелень удобряется, пагубная — увядает. Остаётся лишь священная оболочка. Слабые хватаются за веру, сильные чтят власть, а глупые мудрецы покрывают ложь. Но нетронутой остаётся песнь Медиума, ведущая вас к мировому ясеню Игддрасилю. В этой бурной саге вы будете стремиться к высоте. Ветры начал сейчас вновь оживут...» Такими словами встречает нас новая ролевая игра Etrian Odyssey IV: Legends of the Titan, вышедшая эксклюзивно для Nintendo 3DS, рассказывающая об отважных искателях приключений, собравшихся в городе Тарсис, чтобы найти здесь свою славу или погибель, в поисках пути к священному дереву мира, ясеню Игддрасилю.
В мире Etrian Odyssey IV: Legends of the Titan, ясень Игддрасиль, которым веками любовались жители Тарсиса, раскинул свои корни в далёкие, неизведанные человеком земли. Поэтому крайне любопытный граф Аутлэнд, правящий городом, предложил крупную финансовую помощь Гильдии исследователей, в обмен на то, что её члены доберутся до мирового дерева и разгадают его секреты. Игрок прибывает в Тарсис одним из последних, но Гильдия принимает его с распростёртыми объятиями. Гильдмастер объясняет нам основы организации собственной маленькой ячейки гильдии, а говоря проще — отряда путешественников из пяти воинов. Изначально на выбор нам даётся семь классов, а ещё три, они находятся в конце списка, появляются с прогрессом в основной сюжетной линии игры:
- Ландскнехт (Landsknecht) — наёмный мечник(-ца), мастер ближнего боя с мечом или рапирой в руках. Воины этого класса — прирождённые лидеры и их присутствие поднимает мораль всей команды. Мощные рукопашные бойцы, идеально подходящие для авангарда.
- Живущий в ночи (Nightseeker) — воины этого класса мастерски умеют ослаблять противников на расстоянии, прячась в тени и метая ножи с ядовитыми лезвиями. Но они неплохо владеют мечами, что делает их хорошими воинами как для авангарда группы, так и для арьергарда.
- Крепость (Fortress) — название этого класса говорит само за себя. Это воины, чья броня и щиты превращают их в надёжную защиту для соратников, а умение привлечь к себе внимание врагов, является порой незаменимым для сохранения жизни других членов отряда. В качестве основного оружия, воины данного класса предпочитают тяжёлые молоты.
- Стрелок (Sniper) — искусные воины, поражающие свои цели на расстоянии с помощью лука и стрел. Хороший стрелок без проблем определяет слабые места намеченной цели и может вывести из строя ту или иную часть тела врага. Например, сковать искусным выстрелом ноги или руки. Хорошо себя чувствуют в арьергарде команды.
- Лекарь (Medic) — воины этого класса сосредоточены на исцелении ран своих соратников, но их познания в анатомии и биологии позволяют им также выводить из строя надоедливых врагов, или существенно ослаблять оных. Вполне комфортно чувствуют себя и в авангарде, и в арьергарде команды, но учитывая невысокий уровень здоровья, в сравнении с ландскнехтом или крепостью, лучше держать лекарей позади.
- Мастер рун (Runemaster) — образованные и искусные колдуны, способные чувствовать частички стихийных элементов в воздухе и вылавливая их оттуда, подпитывать собственные смертоносные заклинания. Мастера рун просто незаменимы в сражениях против врагов, устойчивых против физических атак. Как и в случае лекарей, колдунов лучше держать позади, в силу их слабого уровня защиты и здоровья.
- Танцор (Dancer) — несмотря на невинное название класса, танцоры гибкие и быстрые воины, чьи мечи уже стали продолжениями их тел. Не каждый противник выстоит против урагана ударов танцора, кроме того, воины этого класса умеют исцелять соратников, находящихся с ними в одной линии. Танцоры хорошо сражаются в авангарде группы.
- Мистик (Arcanist) — это не только класс воинов, но и целая раса из земель, не имеющих названия. Тайные колдовские круги, которыми они пользуются для чтения заклинаний, можно наделить различными деформирующими эффектами, например, могут вывести из строя ту или иную часть тела противника. Кроме того, созданный заклинанием круг можно распустить и использовать таящуюся в нём силу для исцеления группы или нанесения урона противникам. Мистики, как класс ослабляющих воинов, любят находиться в арьергарде.
- Буши (Bushi) — класс зверовоинов, очень близкий по своим способностям к ландскнехтам, но отчасти превосходящий оных. В основном, все умения воинов буши направлены на нанесение огромного урона врагам и самопожертвование ради благополучия остальной команды — буши способны жертвовать собственным здоровьем ради того, чтобы нанести больше урона. Авангард ватажки — вот где им место.
- Имперец (Imperial) — класс верных своему кодексу и клятве рыцарей, сражающихся уникальным механическим клинком, наносимый которым урон может быть просто сокрушительным. Но это оружие требует мастерства и выносливости от своего владельца, а также склонно к перегреву. Имперцы созданы для передовой, они умеют наносить не только чистый, но и элементальный урон своим целям.
![]()
Из доступных классов нам нужно сформировать собственную группу, которую в игре, вопреки всем привычным терминам подобных игр, называют «гильдией». Очевидно, это связано с социальным компонентом Etrian Odyssey IV: Legends of the Titan, о котором мы поговорим немного позже. Создаваемой группе присваивается название и в неё набирается пять воинов, которых нужно будет расположить в авангарде и арьергарде команды, в зависимости от выбранных классов. Авангард и арьергард имеют по три доступных ячейки, то есть в общем шесть штук. Но шесть воинов набрать в свою ватажку невозможно, поскольку свободная ячейка зарезервирована для «гостевых» персонажей, которые будут к нам присоединяться в определённых битвах или на определённых участках сюжетных заданий.
В плане игрового процесса, Etrian Odyssey IV: The Legends of the Titan представляет собой самую классическую ролевую игру, ориентированную на многочасовое исследование подземелий от первого лица, с пошаговым перемещением и пошаговой же боевой системой. На верхнем дисплее Nintendo 3DS мы видим основной игровой процесс — перемещение, меню игры, бои и прочее, а на нижнем, сенсорном дисплее консоли, отображается карта местности или подземелья, которую мы можем рисовать вручную стилусом. Режима рисования карты есть два: полностью ручной и, так сказать, полуавтоматический. В первом случае, мы абсолютно всё рисуем от руки — обводим пути, ставим метки и подписываем их (где находятся враги, где сундуки, где примечательные места, где переходы через кусты, позволяющие существенно «срезать» путь, и так далее), рисуем «пол» подземелья и местность, а во втором, «пол» рисует сама игра. Невелика помощь, конечно, но здорово экономит время. Пошаговость перемещений в данной игре, вне боя, подразумевает то, что наша ватажка перемещается на клетку по карте мира или подземелья, и так же на клетку перемещается видимый враг. Я не просто так делаю акцент на видимости врага, поскольку большинство противников в Etrian Odyssey IV: Legends of the Titan являются невидимыми — это простые, стандартные враги, которых мы встречаем в случайных столкновениях. Видимые же называются FOE и отмечаются на карте мира или подземелья большим кругом со стрелкой, указывающей, куда направлено чудовище, и светящейся аурой. Ауры бывают трёх цветов — красная, жёлтая и голубая. Красная аура значит, что в случае встречи с данным противником, наша ватажка будет похоронена на месте, без почестей и салютов. Жёлтая — говорит о том, что противник силён, но с правильной боевой тактикой победить его можно. Голубая аура подсказывает нам, что противник примерно равен по силе нашей команде, или даже слабее её, но всё равно к бою следует подходить осторожно. Некоторые противники с голубой аурой могут применять крайне неприятные и несовместимые с жизнью специальные атаки.
![]()
Врагов в этой игре великое множество, как слабых, так и сильных, и есть среди них представители, искрящиеся золотом. Это редкие противники, победа над которыми, особенно если речь о FOE, дастся несколько сложнее, чем над его обычным аналогом, поскольку редкие противники всегда ходят первыми, кроме тех случаев, когда мы застаём их внезапной атакой или же применяем Burst-умение. Зато такая победа принесёт в пять раз больше опыта, что невероятно полезно при целенаправленной прокачке команды. Например, во втором посещаемом нами регионе, будут Dream Eater'ы, противники похожие на овец-перероостков. Они не сложные, хоть и способны усыпить всю команду разом, зато очень легко превращаются из обычных в редких — путём сбрасывания им с корабля соответствующей золотой еды — и награждают нас более чем 50000 опыта за бой, при условии использования Burst-навыка, немного увеличивающего получаемый опыт. Навык этот мы получаем одним из первых, когда Burst-навыки становятся доступны, так что пропустить и не заметить его невозможно. Сказав про сбрасывание еды с корабля, я плавно подошёл к рассказу о карте мира, по которой мы перемещаемся с помощью дирижабля, сперва лишь по одной условной высоте, но с прогрессом, получаем возможность подниматься выше. На карте мира нас ждёт сбор провизии, которую можно приготовить на корабле и получить усиление определённых показателей, например силы или ловкости, а также иммунитет к негативным эффектам, вроде усыпления, яда и им подобным. Также именно на карте мира мы отыскиваем новые подземелья, как сюжетные, так и побочные, созданные для прокачки и выполнения дополнительных заданий. Выходя из города, мы можем оборудовать наш дирижабль, навесив на него дополнительное снаряжение, вроде специального устройства для поиска спрятанных сокровищ, катапульты, с помощью которой можно будет метать еду для отвлечения FOE на карте мира и «счастливых амулетов», увеличивающих шанс найти редкую еду на местах её добычи. Конечно, это далеко не все улучшения, которые можно поставить на наш многострадальный цеппелин.
Боевая система игры полностью пошаговая, но планировать раунд боя, включающий по одному действию каждого участника сражения, нужно в его начале. Как только начинается бой, если, конечно, нашу ватажку врасплох не застали, мы видим меню команд: атака, применение умений, предельное умение (Burst-умение, о котором я упоминал ранее), использование предметов, защита, смена местоположения воина и побег. Независимо от того, сколько противников на нас напало, при выборе атаки или применения умения, нам необходимо указать цель — даже если цель всего одна вообще. Это сделано для перестраховки, чтобы игрок не отдал по ошибке не ту команду. Предельные умения выделяются в отдельное действие, не влияющее на стандартные боевые команды, и питаются они специальной «шкалой», которую мы видим в правом краю верхнего дисплея консоли. Заполняется эта шкала при нанесении или получении урона, всего в ней пять пунктов, а стоимость предельных умений колеблется от одного до нескольких пунктов. Одновременно экипировать мы можем сначала всего два предельных умения, но выполняя побочные задания для Гильдии и продвигаясь по сюжету, это число будет расти. Прокачка персонажей в Etrian Odyssey IV: Legends of the Titan, немного выделяется из общей массы подобных ролевых игр, она построена по принципу турнирной таблицы, ограниченной уровнями навыков и героя. Например, для прокачки «старших» навыков, необходимо прокачать «младшие» до определённого уровня, но не все, а лишь те, с которыми «старшие» связаны. На связующей линии обычно написан уровень, до которого нужно прокачать «младший» навык, чтобы разблокировать «старший». Навыки есть как активные, так и пассивные, как относящиеся непосредственно к сражениям, так и к исследованию подземелий или готовке еды на цеппелине. Например, лучнику можно улучшить навыки владения луком, но также не помешает потратить драгоценные очки умений на увеличение шанса выпадения редких предметов из точек их добывания и после битв с противниками. Кроме того, каждый класс имеет собственную специализацию — сбор предметов, срезание трав или добыча руды. Эти специализации обязательно стоит прокачать, чтобы на карте подземелья использовать соответствующие точки для добычи полезных предметов, растений и руды.
![]()
Уникальна в серии Etrian Odyssey и торговля. Новые доспехи, оружие, аксессуары и предметы не появляются с одним лишь фактом продвижения по сюжетной линии или просто с бухты-барахты. Нам самим необходимо способствовать их появлению, принося в кузницу добытые в боях трофеи, найденные предметы, руду и растения. Если, скажем, мы убили нового противника, то с продажей полученного в бою трофея, с вероятностью, стремящейся к единице, в кузнице появится новый предмет на продажу. Но количество предметов, которое может купить игрок, исключая совсем уже базовые, напрямую зависит от количества конкретных трофеев или других предметов. Так, доставив, например, один панцирь гигантского краба, мы можем сделать лишь один новый нагрудник, что очень правдоподобно и мотивирует сражаться. Некоторое оружие и броню можно снабдить дополнительными эффектами, для этого необходимо приносить забавной девчонке из кузни новые молоты, каждый из которых будет открывать новый эффект — отравление, усыпление, парализация, увеличение наносимого урона и многие другие. Благо, в игре очень лёгкая прокачка, особенно при использовании трюка с откармливанием редких видов монстров. Это правда большой плюс, поскольку здесь очень много всяческого содержимого, много интересных классов, которые хочется попробовать, и долгая, тяжёлая прокачка выглядела бы скорее издевательством над игроком, чем каким-то «хардкором» или «олдскулом». Очевидно, разработчики пришли к такому выводу и не ошиблись. Впрочем, несложная прокачка не говорит о том, что сама игра не является сложной. Совсем наоборот, Etrian Odyssey IV: Legends of the Titan очень сложная и совершенно недружелюбная к новичкам жанра. Смерть от одного удара здесь — нормальное явление, нам легко может стереть в порошок какой-нибудь FOE с голубой аурой и умением бить по всей команде сразу. У некоторых врагов такое умение сопровождается дополнительной особенностью — с каждым ходом наносимые им повреждения растут. То есть, в первом ходу враг нанёс по 50-70 единиц урона всем членам команды, а ходу на четвёртом — уже по 230, с огромной вероятностью отправив лекарей, мистиков, мастеров рун и других «слабачков» в глубокий нокаут.
Находясь в основном игровом городе Тарсис, в котором начинается наше приключение, и находятся все основные заведения, жизненно необходимые для благополучного существования нашей ватажки, а конкретно:
- «Гостиница Саэхримнир» — место, в котором можно поспать, залечив раны, воскресить павших бойцов, оставить на хранение ценные предметы и сохранить игру.
- «Ателье Берунды» — кузница, где можно купить доспехи, оружие, аксессуары и предметы, а также снабдить некоторые образцы оружия и доспехов дополнительными эффектами, если в них есть для этого соответствующие ячейки.
- «Пляшущий павлин» — ресторан, в котором мы получаем задания, докладываем об их выполнении и общаемся с другими путешественниками, получая, порой, интересные познания или даже подобные задания, не отображающиеся в основном меню получения заданий — «Accept Requests»
- Гильдия путешественников — начало всех начал в нашем продолжительном и полном приключений путешествии. Здесь мы создаём новых воинов, настраиваем свою ватажку. С прогрессом в игре мы открываем доступ к меню дополнительных классов, в котором можем присвоить любому нашему воину второстепенный класс. Например, дать крепости навыки мистика или лучнику — лекаря. Грамотное распределение классов очень важно в серии Etrian Odyssey.
- Грузовая верфь — место настройки социальной части игры. Здесь мы можем настроить свою карту гильдии, которую будут видеть встреченные нами игроки, поскольку она передаётся по StreetPass, прочесть QR-код, найдённый на сайтах и открывающий доспехи, оружие или местоположение сокровищ, а также здесь можно настроить управление данными игры.
- Правительственное здание — тут обитает наш наниматель, граф Аутлэнд, у которого можно получить сюжетные и не очень задания, а также сдать их.
- Городские ворота — отсюда мы отправляемся в полёт на цеппелине, или прямиком к выбранным подземельям. Кроме того, можно сэкономить время и переместиться непосредственно в выбранное сюжетное подземелье, если оно уже было посещено.
![]()
Социальный компонент Etrian Odyssey IV: Legends of the Titan, который я упоминал ранее, сосредоточен на грузовой верфи, поскольку именно там мы его настраиваем и им управляем. Разработчики подошли к созданию социального компонента игры очень грамотно и учли тот факт. что далеко не все владельцы Nintendo 3DS живут в мегаполисах и постоянно ходят со включённой консолью, поэтому для функций StreetPass был придуман интернет-заменитель в виде возможности превращения своей карты гильдии в QR-код, который потом можно скопировать на компьютер и опубликовать в интернете или скинуть своим друзьям. Сфотографировав такой код, игрок получит в базу данных своей игры ровно ту же информацию, которую бы получил посредством StreetPass. Жаль не все разработчики так грамотно и дальновидно подходят к разработке социальной части своих игр. Деление картами гильдии между игроками важно для игры потому, что каждая карта содержит информацию о каком-то спрятанном сокровище, которых всего в игре чуть более восьми десятков. Просто так их не найти, даже зная координаты, а обязательно нужно наличие карты гильдии с указанием местоположения клада, и, более того, надо зайти в режим просмотра этой карты и скопировать себе информацию о кладе.
Визуально и технически игра выполнена просто превосходно. Впервые в серии нам представили трёхмерных противников, очень детально и качественно отрисованных художниками и аниматорами. Игра работает без каких-либо запинок, зависаний, подвисаний, ошибок или длительных загрузок, всё просто прекрасно оптимизировано под портативную консоль Nintendo и играется очень комфортно. Не могу не отметить и замечательный дизайн противников. А вот о дизайне подземелий и портретах игроков, честно говоря, столь лестно выразиться не могу. Однообразие подземелий вполне естественно и соответствует местности, на которой мы находимся, но в Н-ский раз натыкаясь на один и тот же куст в совершенно разных частях подземелья, невольно задумываешься: «а не рехнулся ли я, часом…» Портреты персонажей нарисованы красиво и качественно, но разнообразием не блещут. Например, очень бросается в глаза совершенно одинаковые, базово, рисунки женских персонажей класса ночных жителей. Музыкальное сопровождение в игре приятное, но определённо огорчает полное отсутствие озвучения персонажей. Впрочем, эта игра не является «сюжетным» проектом, очевидно из этих соображений, разработчики решили не тратить силы на дополнительную работу со звуком, зато просто превосходно проработали игровой процесс.
![]()
90Игра Etrian Odyssey IV: Legends of the Titan, получилась просто прекрасным подарком для любителей жанра «исследования подземелий», жаждущих испытаний собственного мастерства уровня старых добрых Wizardry и Might & Magic, но с интегрированной возможностью почувствовать себя в тех временах, когда игровые карты подземелий не отображались на экране, а мы рисовали их вручную на листках бумаги, отмечая важные точки и прописывая предупреждения вроде «ты туда не ходи, а сюда ходи». Прежде чем решить, стоит ли покупать эту игру, рекомендую вам принять во внимание, что это не «сюжетный» проект, история здесь далеко не на первом месте, хоть она и присутствует. Основа этой игры — это её уверенный и качественный игровой процесс, десяток интересных классов, множество подземелий и огромное количество сложных и не очень боёв, которое ждёт путешественников, бросивших вызов опасностям, подстерегающим на пути к тайне мирового дереве Игддрасиля.


10)
944







Ответить с цитированием
Это игра от Atlus, так что тут варианта два — или очень понравится, или вообще не понравится, как в случае с серией Shin Megami Tensei. Я проходил старые игры серии EO, так что в эту играл с огромным удовольствием и очень жду ремейк первой части — Etrian Odyssey Untold: The Milennium Girl, который сейчас в стенах Atlus разрабатывается для 3DS... 




Jaur_Kuruta


