Какой маленький провинциальный городок нынче не может похвастаться своей собственной историей про жестокого и хитроумного маньяка, искусно и, главное, неординарно отправлявшего на тот свет ни в чём неповинных людей? Пожалуй, подобные истории мы слышали уже сотни раз, но современные деятели искусства с завидным постоянством продолжают черпать вдохновение в подобных избитых и тривиальных рассказах. Deadly Premonition: The Director’s Cut – это ещё одна глава в леденящих кровь повестях о серийных убийцах, перекочевавшая с небольшими дополнениями на PlayStation 3 с Xbox 360 и, возможно, имеющая все шансы стать культовой среди ей подобных. Так это или нет, вы узнаете из нашего обзора. Итак, добро пожаловать в Гринвейл, Зак.
В небольшом и тихом австралийском городке с миловидным иностранному слуху названием Гринвейл происходит чудовищное убийство прекрасной девушки по имени Анна Грэм. Её находят в лесу, привязанной к дереву, но следы на теле и внешний вид объекта преступления недвусмысленно намекают на то, что это дело рук необычного маньяка. Как водится в подобных ситуациях, за дело берётся молодой и перспективный агент ФБР, который в срочном порядке прибывает в этот забытый Богом городишко. Солидный, в костюмчике, при галстучке. Это вам не местные хранители правопорядка, которые только и могут, что коренных алкашей разгонять, да по банкам в лесу постреливать. Рекомендуем не запоминать имя главного героя, поскольку в игре вы услышите его не один десяток раз.
«Позвольте представиться: Френсис Йорк Морган – специальный агент ФБР. Зовите меня просто – «Йорк»
Начинается игра весьма загадочно и, самое главное, пугающе. Йорк оказывается в каком-то странном мире, где всё вокруг покрыто красной пеленой, а из-под земли лезут непонятные существа, от одного вида которых волосы встают дыбом даже там, где их по определению нет. Невольно вспоминаются «шибито» из Siren Blood Curse, когда при встрече с ними зачастую хотелось просто выключить телевизор, да побрызгать в комнате освежителем воздуха. Только в Deadly Premonition: The Director’s Cut они выглядят ещё более ужасающе, а звуки, издаваемые ими, многократно усиливают и без того пугающую атмосферу. Дабы ещё больше напугать игрока разработчики решили отойти от стандартного типа мертвяков, к которым мы так привыкли, и сделать что-нибудь особенное и ни на что не похожее. В итоге мы видим тела, идущие на главного героя в позе «мостик», если можно так назвать это искривление пусть и мёртвого, но всё же человекоподобного тела. Хорошо хоть они не идут задом в позе «бабушки, собирающей на огороде картошку», а то навело бы на определённые мысли. Выглядит немного необычно, но кто сказал, что Deadly Premonition: The Director’s Cut – это обычный проект?
Такое бодрое начало не может не радовать, автоматически настраивая на отличное продолжение и оправдывая не только пафосное название игры, но и великий жанр Survival horror, к которому проект официально относится. Но после столь неплохого начала игра неожиданно сбавляет обороты и Deadly Premonition: The Director’s Cut предстаёт перед игроком во всей своей «красе». Первое, что бросается в глаза уже в самом начале игры, это её графическая составляющая, которая для 2010 года, когда оригинальная версия вышла для Xbox 360, выглядит как минимум ужасно. Угловатые пейзажи, неестественные модели персонажей, нереальная простота игрового мира и плохая графика – это лишь несколько откровенно слабых сторон проекта. Конечно, большинство любителей видеоигр не играют в графику, но такая картинка невероятно сильно портит общее впечатление от игры. Многие проекты для консолей прошлого поколения визуально выглядят куда привлекательней. Возникают лишь два закономерных вопроса: неужели нельзя было сделать лучше и разве можно выпускать такое в наше время?
Помимо визуальной составляющей игра выделяется ещё и звуковым оформлением. Лишь поиграв в Deadly Premonition: The Director’s Cut, понимаешь насколько же важна работа звукорежиссеров и как много значит звуковое оформление в играх, начиная с банальных звуков, заканчивая музыкальным сопровождением. Звуковой ряд настолько скуден и плохо подобран, что создаётся впечатление, будто звуки живут в игре сами по себе. Например, во время бега по асфальту вместо удара начищенных ботинок главного героя о твёрдое покрытие слышится странное «хлюпанье», словно он бежит по лужам. Любые двери в игре, будь-то деревянная калитка или металлическая дверь-решётка, открываются с одинаково безобразным и режущим слух скрипом. Звук заглушаемого двигателя автомобиля похож на звук нажатия на педаль «газа», что как минимум неестественно. И таких примеров можно привести ещё очень много. И зачастую всё это звуковое безобразие происходит в полной тишине, беспощадно обрушиваясь на слуховые рецепторы игрока. Периодически на фоне начинают играть несколько различных мелодий, которые худо-бедно дополняют игровой процесс и происходящее на экране действо. Эти мелодии сменяются друг за другом и уже через несколько часов игры они откровенно начинают раздражать. Терпеть это ужасное звуковое сопровождение приходится, к сожалению, на протяжении всей игры. Впрочем, если вас всё же не отпугнёт всё сказанное выше, можно продолжить знакомство с игрой. Быть может не так страшен чёрт, как его малюют?
Не совсем привычным для этого жанра является наличие в игре открытого мира, по которому Йорку и предстоит путешествовать, собирая улики и по крупицам составляя общую картину преступления. По задумке Гринвейл является небольшим городком, но зачастую главному герою приходится преодолевать весьма значительные расстояния. Чтобы не запутаться в игровом мире предусмотрена специальная карта, которая выполнена опять же не без претензий. В уменьшенном варианте она абсолютно неинформативна, так как отображает не все повороты и легко можно проехать нужное ответвление, а в увеличенном формате карта закрывает практически пол экрана, поэтому рассмотреть дальнейший путь порой крайне затруднительно. Пешком бороздить однообразные и угловатые просторы Гринвейла весьма долго и нудно, поэтому предпочтительней использовать автомобили. Только не рассчитывайте, что можно «оторваться» как в GTA, выкидывая водителей из их автомобилей и разъезжая под забойный музон. Йорк хоть и крутой агент ФБР, но садиться может не во всякую тачку, да и проезжающие мимо автомобили можно встретить довольно-таки редко. А если нарваться на автомобиль, едущий со скоростью пять км/час, то Йорк отлетит с такой силой, будто его на бешеной скорости сбил грузовик, при этом здоровье уменьшится практически до нуля.
Перемещение по карте в ту или иную точку является неотъемлемой частью игрового процесса. Йорк прибывает на место, находит несколько улик, составляет их воедино, беседует с каким-нибудь второстепенным персонажем и отправляется дальше. К слову, диалогов в игре очень много и слушать их, откровенно говоря, скучновато. Задумка разработчиков понятна и ясна, ведь только так игрок может глубже проникнуться миром игры, но вот реализация всего этого далека от идеала. Такое ощущение, что можно выкинуть из игры добрую половину всей болтовни и ничего не изменится. Помимо этого Йорк периодически разговаривает с кем-то по имени Зак, которым, судя по всему, является сам игрок. Быть может у них там все агенты ФБР с прибабахом? Вспомните хотя бы Нормана Джейдана из Heavy Rain. С другой стороны, это опять же своеобразная уловка разработчиков, окутывающая Йорка таинственной пеленой загадочности. Не так ли, Зак?
Ещё одной особенностью Deadly Premonition: The Director’s Cut является то, что эта игра – своеобразный симулятор жизни. Йорк должен есть и спать, о чём в меню постоянно напоминают соответствующие полоски еды и сна, которые неумолимо тают и требуют постоянного контроля. Так что периодически нужно захаживать в различные кафешки и морить червячка. Более того, в игре есть внутриигровые часы, которые отображают соответствующее реальной обстановке время. Поэтому может получиться так, что неожиданно ночью у главного героя «заурчит в животе», а поскольку в это время закусочные, само собой разумеется, не работают, то придётся перекусывать различными пончиками и гамбургерами, которые можно найти во время долгого путешествия. Также на помощь могут прийти старые-добрые чупа-чупсы, которые встречаются в избытке, да и респавнятся через несколько секунд после того, как их поднимешь. Иногда полезно, знаете ли, уединиться в укромном месте и пососать с пяток карамелек на палочке. Какой агент ФБР нынче без карамельки в кармане?
Аналогичная ситуация и с потребностью во сне. Днём можно поспать в какой-нибудь забегаловке, ну а ночью, когда опять же всё кругом закрыто, Йорк может пить свой любимый кофе, банки с которым также разбросаны по миру. Но это ещё не самое интересное. Судя по всему, разработчики хотели максимально приблизить игровой процесс к реальной жизни, поэтому внутриигровое время играет весьма важную роль. Например, в некоторые места по сюжету Йорку разрешено посетить строго в определённое время, поэтому если время на часах далеко не соответствует установленному, то есть три способа его скоротать: долго и упорно бродить по карте и собирать всякие бесполезные предметы, найти место для ночлега и поспать нужное количество часов, либо покурить свои любимые сигареты. Да-да, именно так. Во время курения время как бы ускоряется и можно не заметить, как настанет следующий день. Сложно сказать что это: просто реклама или сигарета по-прежнему является символом крутости и беспечности, но иногда приходится курить в прямом и переносном смыслах. Несложно догадаться, что такие «перекусывания» и «перекуры» вовсе не добавляют игре привлекательности, а весь этот псевдореализм вызывает лишь откровенную скуку.
В игре Йорк повстречает множество персонажей, поэтому львиную долю игрового процесса занимают диалоги. К сожалению, игра не переведена на русский язык, поэтому тем, кто не достаточно владеет английским языком, будет проблематично вникнуть в суть происходящего и по достоинству оценить все хитросплетения сюжета. Мысль о поиске таинственного убийцы в дождевом плаще всё же не покидает сознание и постоянно стимулирует к дальнейшему прохождению игры, но вот происходящее на экране заставляет выключить консоль и никогда больше не вспоминать про эту игру. Единственным утешением становятся моменты, когда наступает полночь, всё вокруг покрывается кроваво-красной пеленой и из-под земли начинают лезть те самые существа, о которых говорилось выше. В такие моменты можно заменить некоторое сходство с механикой незабвенной Resident Evil 4, когда во время прицеливания главный герой не может ходить. Только в Deadly Premonition: The Director’s Cut этот аспект опять же реализован не совсем удачно, поскольку нормально прицелиться в кого-либо практически невозможно. Гораздо проще нажать «R2» и Йорк автоматически прицелится во врага, только почему-то в нижнюю часть туловища, а если учесть, что некоторые враги изначально расположены к игроку спиной, то прицел падает аккурат в то самое отверстие, в которое и выстрелить-то не грех.
Помимо огнестрельного оружия можно использовать классические доски, стальные трубы и прочий инвентарь любителей повышибать мозги. Использование подобных аксессуаров против врагов вполне эффективно, но каждый предмет имеет свой запас прочности. Правда, отбиться вручную не всегда получится, поскольку существа передвигаются своеобразными рывками, и не успеешь заметить, как они уже засовывают свои грязные мертвецкие лапы главному герою, представьте себе, в рот. Возвращаясь к разговору о реализме, стоит упомянуть, что даже нож ломается от удара о мягкую кровать, а иногда во время путешествия по миру, когда вокруг бродят отвратительные мёртвые тела, можно в каком-нибудь закутке найти бритву и как ни в чём не бывало побриться. Мертвяки мертвяками, а настоящий агент ФБР должен быть всегда чист и гладко выбрит. Только вот гигиеной наш главный герой, видимо, всё же пренебрегает, поскольку вокруг него очень часто летают какие-то мухи, даже если он находится в помещении. Ещё одна мелочь, приближающая игровой процесс к реальности?
В некоторые моменты Deadly Premonition: The Director’s Cut действительно начинает напоминать уже практически забытый жанр Survival horror, но даже эти светлые минуты, дарующие игроку давно забытые эмоции, напрочь губятся всем остальным. К слову, режиссёрская версия для PlayStation 3 практически ничем не отличается от оригинальной версии. В ней добавлены лишь несколько сцен, расширен финальный ролик, немного улучшена графика и упрощены битвы с существами, а также прикручен местами взрывающий глаза 3D-режим и возможность игры с контроллером PlayStation Мove. Но все эти новшества технического прогресса вряд ли смогут существенно повлиять на общее впечатление от игры, ведь Deadly Premonition: The Director’s Cut - это игра не для всех. Но ты ведь к этому готов, Зак?
Вердикт: Deadly Premonition: The Director’s Cut - это весьма неоднозначный проект, оригинальная версия которого в своё время получила очень спорные оценки, умудрившись получить как высший балл от вполне авторитетных ресурсов, так и откровенно низкие оценки. Складывается ощущение, что зачастую критики умудряются найти искусство там, где его просто нет, поскольку весьма хвалебные речи в адрес этой игры вызывают банальное недоумение. Уж если этой игре можно поставить максимальный балл, тогда какой оценки заслуживают действительно стоящие проекты? К сожалению, мои предчувствия относительно этой игры не оправдались, ведь я так и не смог разглядеть в этой игре хоть какую-нибудь изюминку, которая перевесила бы чашу весов общего уныния, скучного игрового процесса, ужасной графики и звукового сопровождения, и подтвердила бы гордое имя так любимого мною жанра Survival horror. Deadly Premonition: The Director’s Cut - это игра "на любителя", поэтому трижды подумайте, прежде чем решите окунуться в этот неоднозначный мир Гринвейла.


10)
169










Ответить с цитированием



спасибо за новось












