Представьте, каково городскому парню внезапно быть отправленным драгоценными родителями в небольшой городок, не сильно отличающийся от деревни городского типа, где нет шума, гама, толпы народа, метро и прочих радостей большого города, но есть тишина, покой, простенькая школа, любопытные люди и… загадочные смерти. Дело пахнет керосином, не правда ли? Вот и наш герой с этим согласен, поэтому почти самостоятельно, не без участия подозрительных и неординарных личностей, решает взяться за расследование. Впрочем, в известной игровой серии Persona тайны и странности поджидают игроков на каждом шагу, выпрыгивают из-за углов, следуют по пятам, ехидно смеются в след… и Persona 4 Golden для PlayStation Vita, переиздание вышедшей в 2008 году Persona 4 для PlayStation 2, совершенно не исключение из этого устоявшегося правила.
Не успел наш герой переехать к своему дяде, детективу местного полицейского управления, как опустившийся на городок Инаба туман оставил за собой, как выяснилось с утра, мертвое тело молодой девушки, которую незадолго до рокового события показывали все местные телеканалы. В новой школе, наш герой услышал вроде как пустой треп одноклассниц, но уловил один любопытный момент из него — существует некий «Полуночный канал», который можно увидеть лишь посмотрев на экран выключенного телевизора в дождливую ночь. Естественно, Юу (назовем его тем именем, которым нарекли его разработчики в Persona 4 Arena, хотя в Persona 4 Golden игрок сможет назвать его как угодно, например я использовал имя Weaver Velvet) не был бы сам собой, если бы не решил проверить достоверность слухов… здесь-то и начинается наше продолжительное и полное захватывающих событий приключение.
Вся основная механика и игровой процесс Persona 4 Golden остались неизменными со времен PlayStation 2, но такие талантливые разработчики, которые трепетно относятся к своим поклонникам, не могли просто взять и портировать игру, изменив разрешение и подтянув картинку. Нет, они внесли в Persona 4 Golden множество интересных изменений, которые пусть и не перекроили оригинал от «А» до «Я», но заставили игру засиять в несколько иных, более ярких и живых цветах. В основном, этот обзор и будет посвящен нововведениям. Но все-таки не все знакомы с оригиналом, поэтому в общих чертах стоит сказать обо всем важном. Игровой процесс Persona 4 Golden, как я уже написал выше, остался неизменным — мы управляем нашим героем, перемещаясь по локациям с видом от третьего лица. Все локации в игре объемны, но часть из них статична, то есть мы не можем управлять камерой. Это, в основном, касается городских локаций — торгового района, супермаркета, реки, квартиры и других. При прохождении сюжетных локаций в телевизионном мире «Полуночного канала», где мы будем сражаться с тенями, спасать людей и искать всякие полезные предметы, нам будет доступна полноценная трехмерная перспектива, с возможностью вращения камеры. Гуляя по городу, наш герой может посещать всевозможные заведения, общаться с людьми, ловить рыбу в реке, проводить время с друзьями или выполнять задания рыжей Хранительницы. На большинство действий в, скажем так, мирное время игры, будет затрачиваться время. Например, сразу после школы можно отправиться в забегаловку с одноклассницей, пойти в город с друзьями, посидеть в библиотеке или провести время с каким-то из клубов. Все это полезно для нашего героя, поскольку проводя время с людьми, мы укрепляем тайные узы, нас связывающие. В игре эти узы называются «Арканами», и чем они крепче, тем более сильными могут стать наши основные воины — Персоны. К примеру, общаясь с Ёсуке Ханамурой, мы укрепляем аркану Магии, таким образом позволяя Персонам, относящимся к этой аркане, стать более сильными. Кроме того, прогулки с друзьями, являющимися еще и боевыми напарниками, смогут раскрыть в них всевозможные потенциалы, такие как способность поднять оглушенного напарника или внепланово ударить врага, совершенно не затрачивая на это драгоценные боевые ходы.
Система аркан в игре называется «Социальными узами». Знакомясь с новыми людьми, становясь ближе с ними, проводя время вместе, уровень социальных уз растет, а вместе с ним растет и потенциал Персона той арканы, которая образовалась при установлении уз. Уровень социальных уз очень важен при использовании возможности скрещивания Персон. Это можно сделать в «Бархатной комнате», месте, которое пропустить вы не сможете, поговорив с неизменным стариком Игорем, в простонародье известном, как «Нос», благодаря своему… носу. Как предсказуемо! При скрещивании Персон, двойном или тройном, у нас образуется новая Персона новой арканы, и если уровень социальных уз этой арканы высокий, то новообразованная Персона получает бонус в виде опыта и, возможно, дополнительных умений. Таким образом, как вы уже поняли, общение с людьми и проведение с ними времени — это очень важный момент в игровом процессе Persona 4 Golden, поэтому не советую совершать частые прогулки в мир «Полуночного канала», забывая о возможности посидеть в кафе с одноклассницей, пообщаться с детективом, поухаживать за садом с маленькой племяшкой, позаниматься уроками или, хотя бы, сходить на работу. Уроки, работа, сражения с сильными врагами, тренировки и занятия в клубах повышают разнообразные показатели нашего героя — смелость, знания, усидчивость, понимание и выразительность. Чем выше каждый из показателей, тем больше возможностей нам доступно, от новых фраз в диалогах, до ловли нескольких рыбин за один поход на рыбалку.
Боевая система Persona 4 Golden представляет собой пошаговые сражения двух групп противников, по одну сторону баррикад наши герои, от одного до четырех человек в команде, не считая моральной поддержки, по иную — тени, число которых колеблется от одной до пяти, как правило. Нам позволяется как отдавать команды всем участникам команды напрямую, выбирая что им делать — атаковать, защищаться, проверить информацию о противнике, применить умения или предмет. По умолчанию все герои, кроме главного, действуют по прихоти компьютерного интеллекта, но лично я, как поклонник жанра и серии, незамедлительно зашел в меню тактики и переключил на ручное управление всех персонажей, так как-то спокойней за здоровье и энергию бойцов. Почти все тени в игре имеют слабые, нейтральные и сильные стороны. Какие-то устойчивы к огню и физическим атакам, но получают повышенный урон от льда или молнии. Нанеся удар по слабостям противников, мы их опрокидываем, и если все враги на поле боя упали (не обязательно умерли!), автоматически срабатывает система группового добивания, нам лишь остается решить — применить ее, или нет. Несмотря на то, что групповое добивание может показаться выгодным и хорошим решением, на деле это не всегда так, ведь в случае отказа, нанесший критический урон врагу персонаж получает дополнительный ход, и в битвах с сильными противниками или боссами это куда полезнее, чем совместное поколачивание врага кулаками, которому эти удары — что слону комариный укус.
В общем и целом, о Persona 4 Golden можно написать книгу, но делать это, по крайней мере сейчас, необязательно да и не нужно. Поэтому после краткого ликбеза для совсем незнакомых с первоисточником, поданного выше, я перейду к новым моментам игры. Итак, перво-наперво для нас стал доступны новые персонажи с новыми социальными узами. Ими стали Мари и Адати. Мари, это милая юная девушка, совершенно непомнящая ничего о себе и проживающая в Бархатной комнате, вместе с «Носом» и Маргарет. Она не только источник забавных фраз, поэм и курьезных ситуаций при прогулках, но и полезный торговец. У Мари можно покупать карты умений, которые также появились лишь в Persona 4 Golden. Чтобы карты стали доступны к покупке, их сперва нужно добыть в бою или найти во время исследований, а затем принести Мари и зарегистрировать. При регистрации наша карта пропадает, но зато появляется в списке доступных к покупке карт, в бесконечном количестве. Это очень полезная функция, которая позволит игрокам прокачать своих Персон так, как им хочется, без привязки к умениям, которые эти Персоны изучают с поднятием уровня. Адати же — это молодой и болтливый детектив, который работает под началом нашего дядюшки, Рьютаро Додзимы. При развитии социальных уз с этими персонажами до максимального, десятого уровня, игрок получит приятные бонусы, о которых здесь писать я считаю неприемлемым.
Теперь у нас есть возможность покататься на мопеде и полноценно выехать за пределы маленького городка, параллельно и повысив свою смелость (за сам факт поездки). Поездка полезна и для наших напарников, которые смогут изучать в ней новые умения. Город Окина встречает нас шумной толпой, чистыми улицами и несколькими полезными заведениями, среди которых кинотеатр, где можно посмотреть фильм с кем-то из друзей, таким образом развив с ними отношения, или кафешка, в которой можно, за дополнительную плату, превратить активное умение любой Персоны в карту. Пляж Ситири недоступен для полноценного исследования, как Окина, но ему тоже есть, что предложить игроку — плавание может повысить смелость нашего героя, а плавание в дождливый день отзовется и дополнительным бонусом. Здесь можно половить рыбку, а также просто полюбоваться морем, и как бы бесполезно не звучало последнее — в этой игре ничего не делается впустую, помните об этом!
Чтобы ловить рыбку, нам нужна наживка, так где же ее взять? Ответ прост. В Persona 4 Golden есть новая мини-игра — ловля букашек. Найдя сачок, который потерял добродушный и ненасытный малец, мы сможем самостоятельно ловить себе наживку. Жучков можно поменять в пабе Сироку, который открывается на месте продовольственного магазина в ночное время. Местная хозяйка души не чает в своей рыбке, которая очень любит особенных жучков. Также в этом пабе можно поменять специальные ингредиенты, полученные в сражениях, на всевозможное оружие — метательные диски для Юкико, например, или презабавные мечи для Юу. Выше я писал о уходе за садом вместе с племяшкой, Нанако. Это тоже нововведение портативного переиздания, выращиваемые овощи могут оказаться весьма полезны в боях, или же при выполнении заданий, полученных от жителей городка. Помимо всего прочего, каждому из наших напарников теперь доступна третья Персона, которую они смогут обрести при выполнении специального условия, а в правильно сформированной команде персонажи, находящиеся в близких отношениях друг с другом, будут выполнять специальные командные атаки, например Чиэ и Юкико выпускают наружу «Золотого дракона», наносящего урон всем противникам. Ой, чуть не забыл… в Persona 4 Golden доступна новая концовка!
Графически и технически Persona 4 Golden не вызывает совершенно никаких нареканий, тут все выполнено прекрасно. Удобное управление, качественные модели и отличный дизайн локаций, стильные видеоролики и просто божественная музыка. Музыкальное сопровождение этой игры может занять место в телефоне, МР3-плеере или любом другом устройстве, с помощью которого вы предпочитаете слушать музыку, и прописаться там надолго. Благодаря сетевым функциям PlayStation Vita, в Persona 4 Golden были добавлены интересные социальные элементы, которые могут оказаться очень полезны новичкам. Каждый день, когда нам доступны какие-либо действия, при активном подключении консоли к сети интернет игрок сможет увидеть список самых популярных действий, совершенных другими игроками в этот же игровой день. А во время прохождения локаций с боями, игроки могут помогать друг другу путем отправки сигнала СОС и ответов на них. Как отправка, так и ответ на просьбу о помощи совершенно бесплатны, и чем больше игроков поможет нуждающемуся, тем больше очков здоровья и энергии восстановят члены его боевого отряда.
Вердикт:
Будучи поклонником серии Persona еще со второй части на PlayStation, вполне естественно, что я почти незамедлительно заказал себе американку Persona 4 Golden, правда загруженность на работе и другие игры не дали мне уделить ей столько внимания, сколько хотелось бы. Всего я наиграл здесь чуть более сорока часов, которые можно добавить к почти сотне часов оригинала на PlayStation 2, и с уверенностью могу сказать, что на этот проект обязательно стоит обратить внимание каждому владельцу PlayStation Vita, который ориентируется в английском языке и любит глубокие и очень продолжительные игры, которые хочется пройти не один раз. Возможность выбора «Новой игры+» в Persona 4 Golden порадует всех настоящих поклонников ролевых игр, ведь теперь у нас есть возможность за первое прохождение прокачать характеристики персонажа и накопить денег, а потом с этими показателями начать повторное прохождение. Да, вы не ошиблись, деньги, показатели главного героя и еще ряд мелочей переносятся во второе прохождение, открывая для нас совершенно новые варианты ответов и возможности для провождения времени! А что может быть желаннее в такой игре? Пожалуй, только чтобы на нее было время…