Фитнес для мозгов уже достаточно давно вошел в нашу жизнь. Сначала в виде умных книжек и настольных игр, а затем, с развитием компьютеров, в виде различных интеллектуальных программ и игр, как небольших наборов головоломок, так и больших проектов призванных прокачать мозги.
Но наибольшую известность и популярность идея таких игр получила после выхода первой игры серии «Brain Training» от компании Nintendo. Первая игра под которую попытались в качестве научной базы подогнать работы доктора Кавасимы по нейробиологии. И несмотря на то, что научного доказательства что такие игры действительно развивают мозг так и не существует, споры в научных кругах продолжают идти уже не один год, это не мешает появляться всё новым и новым проектам из категории «Прокачай мозги» на прилавках магазинов. Сегодня мы рассмотрим один из последних таких проектов игру «Умник!?», оригинальное название «Smart As…».
Как и все подобные игры, предназначенные для тренировки мозгов - «Умник!?» позволяет вам оценивать и развивать свой мозг по нескольким основным показателям: Логика, Наблюдательность, Арифметика и Язык. Последнюю категорию доблестные локализаторы зачем-то обозвали «грамотность» хотя по факту к грамотности она никакого отношения не имеет. Для каждой из категорий придумано по пять различных мини-игр использующих не только ваш мозг, но и все возможности портативной приставки – оба сенсорных экрана, обе камеры и гироскопы. Таким образов в игре вы найдёте 20 различных мини-игр. Изначально вам будет доступна всего одна в каждой категории, доступ к новым открывается по мере завершения ежедневной тренировки.
Тренировка это как раз основной элемент игры. По её завершению в зависимости от того как вы себя проявили в четырёх категориях, вам выставят общую оценку. По задумке создателей, чем больше вы будете тренироваться, тем более прокаченным станет ваш мозг. Помимо тренировки игроку доступно ещё два режима игры – свободная игра и дорожные испытания.
Первый режим — это собственно основной режим игры, в котором вы сможете свободно играть во все открытые игры и пытаться набрать три звезды на всех уровнях сложности, чтобы получить доступ к более сложному. Второй режим жёстко привязан к картам местности, для каждого крупного города раз в неделю составляется набор из трёх мини-игр. Затем полученные результаты можно сравнить с другими игроками этого города.
Возможность сравнить всё и со всеми — это одна из основных особенностей игры. Даже на экране загрузки, игра будет радостно сравнивать вас с другими игроками и выдавать вам приятное сообщение о том, что вы умнее, чем представитель такой-то группы людей. Причём группы людей расширяются по мере того — как вы проходите новые и новые ежедневные тренировки, так как перед каждой вас ждёт вопрос, ответ на который зачисляет вам в соответствующую группу.
Набор заданий в игре разнообразен и достаточно интересен. В Наблюдательности вас ждёт игра в напёрстки, несколько игр на память и одна игра на реакцию. В Логике свои мозги можно размять в сборке электрический цепей, решении кубических лабиринтов, прокладывании человечку пути к цели и сборке живых пазлов. В Грамотности вас ждёт подстановка пропущенных букв в слова, решение анаграмм, написание «диктанта», поиск лишних слов в наборе и AR игра на знание алфавита. В Арифметике вас ждёт масса заданий на сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление, во всех проявлениях, включая поиск и разрывания пузырьков с цифрами летающими по комнате.
Все мини-игры сделаны достаточно качественно, красочно, а комментарии ведущего не раз заставят вас улыбнуться. Нужно отдельно отметить локализацию игры. Такой проект без адаптации заведомо был бы обрёчён на провал и забвение, и поэтому очень приятно, что Sony постарались и сделали достаточно качественную локализацию. Но к сожалению не во всём, более того местами создаётся впечатление, что локализацию толком даже и не тестировали. В особенности это заметно в тех режимах, в которых локализация очень сильно повлияла на сложность – существенно повысив её.
Например «турборежим» в играх на наблюдательность. На экране появляется информацию, куда вам нажимать и вам нужно нажать на нужную точку на экране. В английском варианте слова очень сильно отличаются друг от друга – “Front”, “Rear”, “Front Left”, “Rear Left”, конечно есть пересечения типа “Rear Right”, но их мало. Зато в русском варианте выходит сказанное «Спереди», «Сзади», «Спереди Справа», «Сзади Слева» и т.д. А отведённое на игру время осталось без изменения. Так что вам придётся помучаться, чтобы уложиться в него.
Второй категорией игр, сильно пострадавших во время локализации, стали игры на «грамотность». В особенности те, в которых вам нужно писать буквы в словах. Несомненно, разработчики проделали титанический труд по адаптации данного режима, и игра хорошо распознает многие буквы. Но, к сожалению, не всегда и не все, поэтому в 90% случаев вы будете сражаться не с незнанием того, как пишется слово «Оладушки», а тем что игра принципиально не будет принимать написанную вами букву «А» или «Д». Да и составителям словаря для игр тоже не мешало бы оторвать руки и возможно ещё что-то. Так как в качестве многих слов выбраны такие малоиспользуемые слова или такие нечеловеческие их формы, что решение анаграмм на уровне сложности гений, не факт, что будет по силам даже Вассерману, что уж говорить о простом обывателе.
Также к недостаткам локализации можно отнести отсутствие перевода в роликах и на некоторых текстурах. Так перед началом мини-игры вас радостно отправляют в путь словом «GO!», а на многих подсказках красуются английские буквы и слова. Да и само название игры каждый второй раз записано как «Smart As…», а не как «Умник!?». Но в целом локализация сделана на достойном уровне – твёрдая четверка, а качество озвучения на твёрдую пятёрку, не каждый проект способен похвастаться таким.
Вердикт: В общем и целом, эта игра заслуживает твердой семёрки. Больше — дать ей нельзя, так как слишком много спорных моментов да и мини-игр маловато. Зато если вы ищете проект на PS Vita для своей жены или детей, вполне стоит подумать о покупке данной игры в качестве новогоднего подарка. Так как игра выполнена качественно, а наличие хорошей локализации только увеличивает её ценность.