Игровая ниша разномастных боевиков об отрядах специального назначения разных стран и структур, казалось бы, наполнена до краев, и все в ней уже опробовали, показали и рассказали. Но как бы не так. Команда немецкой студии Yager решила направить свои силы на создание боевика, который «должен был привнести в жанр нечто новое, особенное, выделяющееся» — Spec Ops: The Line. На повестке дня вопрос: «получилось ли?». Ответ на него я постараюсь дать.
Будучи поклонником военной тематики, в особенности отрядов специального назначения в целом и «Дельты» в частности, я не мог пройти мимо этой игры, и сделал предварительный заказ. Меня очень интриговало часто мелькающие там да сям мнения об игре, дескать, это будет «Апокалипсис сегодня от игровой индустрии». Кто, среди увлекающихся военной тематикой игроков, не слышал о столь гениальном и атмосферном фильме? «Апокалипсис сегодня», в свое время, порвал шаблоны, став одним из четверки лучших фильмов о конфликте во Вьетнаме. Являясь хорошо информированным оптимистом, я априори не ожидал от проекта многого, дабы не разочароваться в итоге. И не разочаровался. Более того, Spec Ops: The Line захватил меня и поразил.
Наше время, из-за серьезных природных катаклизмов, в виде сильнейших песчаных бурь, город Дубай стал непригодным для жизни. Как и следовало ожидать, политики и прочие влиятельные персоны были оперативно эвакуированы, в то время как о простых людях особо не заботились. Для эвакуации последних был отправлен 33-й батальон армии США, под командованием полковника Джона Конрада. Когда ситуация стала выходить из-под контроля, ведь армия способна сражаться с живой силой противника, но не со стихией, 33-му батальону был отдан приказ немедленно покинуть погибающий город, и вернуться на базу войск. Не желая бросать мирное население, полковник проигнорировал приказ, и ушел в радиомолчание. Внезапно, через довольно продолжительное время, связные армии США ловят странный сигнал от Конрада, и командование принимает решение: отправить группу из трех бойцов отряда «Дельта», для поиска и эвакуации выживших бойцов 33-го батальона, прозванного «Проклятым». Так начинается история тройки наших героев: капитана Мартина Уокера, служившего в Афганистане и спасенного там полковником Конрадом, лейтенанта Адамса, серьезного и сурового штурмовика отряда, и сержанта Луго, весельчака, отличного техника и снайпера.
На деле, у Spec Ops: The Line, есть два момента, которыми проект способен похвастаться. Первый таится в технической и геймплейной частях, его сперва и рассмотрим. Песок. В кои-то веки в игре с песком, он действительно получил реальный тактический смысл. Брошенная в песок возле врага граната, если и не разнесет его осколками, то, хотя бы, ослепит этим самым песком. Прорываясь через заслон врагов, или подкрадываясь к патрулям, всегда стоит внимательно смотреть по сторонам, в поисках возможности разбить стекло, или другой объект, сдерживающее лавину песка. Впрочем, игру можно пройти, воспользовавшись этой особенностью буквально несколько раз, и те — принудительно, по сюжету. Песчаные бури Дубая смертоносны, но могут стать для нашего отряда спасением, или же хорошим моментом для атаки и прорыва. В остальном, геймплей Spec Ops: The Line является классическим для боевиков от третьего лица, и немало вобрал в себя от серий Uncharted и Gears of War, на которые разработчики, по их собственному признанию, и ориентировались. Все сводится к правильному использованию укрытий, без которых даже на легкой сложности придется очень туго, не говоря уже о сложности повыше, перебежке между ними и, что тоже важно, приятно и добавляет напряжения, экономному использованию патронов. Стрелять вслепую, поливая очередями, длинною в магазин, врагов, я никому не советую, быстро останетесь без патронов. Для экономии свинца, у нас есть прекрасная способность отдавать приказы двум своим соратникам, и нередко она поможет не только быть экономным, но и выбраться из тех или иных передряг. Напарники не отличаются молниеносной реакцией, поэтому не стоит ожидать, что враг будет ликвидирован через мгновение после приказа. Здесь все куда логичнее — получив приказ, ваш напарник занимает удобную для выстрела позицию и только после этого ликвидирует цель. Этот момент тоже говорит в пользу искусственного интеллекта данного проекта.
Техническая реализация физики песка просто фантастическая, в отличие от общей технической части проекта, которая не совсем тянет на текущий год. Мы видим хорошего качества модели, но довольно дубовую анимацию, неуклюжие пробежки и часто странное поведение оружия. Часто грамотное тактически поведение врагов, нарушается их умением застрять в текстуре или, вспомнив о пропущенной утренней зарядке, начать внезапную череду бессмысленных приседаний. К мыльным текстурам последнего времени мы уже все привыкли, и не обошли они ни одной серьезной игры, включая тот же Uncharted и Gears of War, так что приписывать их к минусам проекта уже стало не модно, и более того – не вполне логично. По крайней мере, когда речь идет об играх на консолях текущего поколения. Проваливающееся в друг друга оружие на спине бойца и не всегда адекватную реакцию на команду «перебежки», так хочется записать в промахи студии Yager, но, после столь неординарного, для современных боевиков в игровой индустрии, сюжета и общего антуража, это желание сдувает сильным ветром, как песок на улицах погибшего Дубая. Отдельной похвалы заслуживает и управление, которое невероятно удобно и интуитивно. Собственно, иного в таких играх быть и не должно, это боевик, с минимумом необходимых действий.
Второй из упомянутых ранее особенных моментов игры, кроется в сюжете. Завязка, которую вы прочли выше, очень стандартна, и не представляет особого интереса. Все это мы уже проходили. Но далеко не каждая игра, пытаясь изначально откинуть все ассоциации с «Апокалипсисом сегодня» и «Сердцем тьмы», и представляясь обычным боевиком про суровых бойцов с пушками, расцветает на глазах. Возможно, разработчики специально так задумали, создать сперва «соленый привкус уже не раз виденного», и затем ошарашить игрока, а, быть может, так получилось случайно. Тем не менее, имеем, что имеем. Посредственная завязка, посредственное начало, и полное безумие, кровь, страх, муки и белый фосфор в итоге. Нет, сюжет Spec Ops: The Line не дотягивает до мощности и драматичности шедевров кинематографа, с которыми его сравнивали ранее и сравнил я выше, но он на несколько голов выше сюжета большинства боевиков последнего времени, и по всем статьям превосходит всех своих безликих предшественников в серии. Наконец-то мы не играем за какого-то супер героя, переодетого в армейскую униформу, и спасающего все и вся, принимающего только лишь верные решения, и не обижающего невинных. Нет, здесь мы переживаем судьбу обычного солдата, такого, каким он должен быть: в меру рассудительного и преданного приказу, переживающего о своих действиях и их последствиях, и чувствующего на своих руках кровь убитых людей. Солдата, чьи решения приведут не к одному заскриптованному финалу, а к нескольким, пускай и тоже заскриптованным, но все же зависимым от этих решений. Я не хочу никому, даже случайно, проспойлерить ту или иную деталь в особенности сюжета, но скажу, что несомненной удивлен молчанием американской цензуры касательно проекта Spec Ops: The Line. На сем я замолкаю о сюжете, и перехожу к последнему аспекту проекта – многопользовательской игре.
Многопользовательский режим данного проекта, скажу прямо, оставляет желать много лучшего. Развивать своего персонажа, открывая новое оружие, предметы экипировки и разнообразные умения, безусловно, интересно, но только не в представленных игрою условиях. Воистину, представьте себе схватки двух групп, из четырех бойцов каждая, на больших и беспорядочных картах. Грустно? Не то слово. Единственным лучиком счастья и надежды многопользовательской игры Spec Ops: The Line является режим Buried, в котором каждой из двух групп бойцов, необходимо саботировать базу/штаб противника, при этом защищая свою собственную точку. Как и в одиночной кампании, песок здесь становится вашим союзником или противником, в зависимости от вашего поведения.
80В целом, я остался очень доволен проектом. Хороший и интересный геймплей, немалый арсенал вооружения и разнообразие тактических уловок, в купе с хорошим сюжетом и правом выбора, способны занять игрока на несколько вечеров. Особенно, если этот игрок является любителем боевиков, военной тематики и «игр разума». Продолжительность игры не велика, порядка 6-8 часов беспрерывной игры, но не стоит из-за этого отчаиваться. Будь игра хоть на час-полтора длиннее, сюжет бы пришлось растянуть, что возымело бы скорее негативное на него влияние, ведь кому интересно играть в жвачку? Отдельно порадовало отсутствие «злых русских», с атомными бомбами в карманах спортивных штанов, и свойственного играм про американских спецназеров пафоса. Не ждите, не дождетесь. Простые солдаты и их нелегкая работа, но волею судьбы, в определенный момент, происходящее выходит за свои берега. Я советую опробовать игру всем поклонникам боевиков, вполне вероятно, что вы найдете в ней свою изюминку, и, возможно, даже расскажите о ней здесь, в этой теме.